Еще раз вернулся мыслью к актеру Алексею Серебрякову. Он ведь один из миллионов. Дело тут глубже. Своим шумовым эффектом он словно бы говорит мне примерно следующее: "Ты, Андрюша, из того же теста, что всё это российское хамьё, потому-то ты никуда и не дёрнул. А я – человек тонкий, с душой ранимой, я оказался в России случайно, это несправедливая ошибка". А я ему говорю: "Алеша, это самообман, за который ты будешь наказан, Нет, не людьми. Среди многих тайн тайна нашего воплощения в конкретном топосе, воплощения именно здесь, а не там, – быть может важнейшая. Ты хочешь оспорить всезнание Провúдения, поставившего тебя именно здесь. Именно в атмосферу хамства (швондеров, шариковых и т.д.) воткнул тебя господь. Именно в этом глубинный смысл твоего пути мучительного (но и радостного, буде оно осмысленно) душевного вызревания и выхода из омраченности. А ты сбежал от труда. Ты поступил не как духовный воин. Ты навредил себе, самоуправно взяв внеочередной отпуск, ты отбросил себя далеко назад".
Приятие своей кармической судьбы – едва ли факт рабского смирения, скорее мужества/мудрости. Именно так можно прочесть позитивный смысл в ницшевском amor fati. Именно в этом пункте Ницше, подтвердивший убийство людьми Бога и бешено ненавидевший христианство, пребывавший в великой тоске замурованности в свой механистичный, безблагодатный интеллект, был религиозен. Чтобы душе быть, нужна хоть какая-то форма Связи. Вспомни, как держались люди прежних, более духовно сильных эпох за малую родину; они постигали ее как святилище, данное им свыше. Бегства на жительство в чужих землях начались в эпоху тотальной духовной нищеты, когда красивые декорации (и "вежливое сообщество") стали предпочитать реальности с ее острыми углами.
|