Разницу между выговоренным атеизмом и реальным легко увидеть по одному необычному стихотворению Георгия Иванова 1930 года. Вот оно:
Хорошо, что нет Царя.
Хорошо, что нет России.
Хорошо, что Бога нет.
Только желтая заря,
Только звезды ледяные,
Только миллионы лет.
Хорошо ‒ что никого,
Хорошо ‒ что ничего,
Так черно и так мертво,
Что мертвее быть не может
И чернее не бывать,
Что никто нам не поможет
И не надо помогать.
"Хорошо, что Бога нет" ‒ формально, это атеизм, однако по существу это вопль глубоко религиозного существа, вопль de profundis. Даже отчаянное прямое богоборчество чаще всего есть выраженное признание существования Бога, выплеск конфликта в душе человека, почувствовавшего себя импотентом духовным или духовным предателем (Ульянов и пр.) и в отчаянии бросившегося с ножом или топором на Благородство, присутствие которого его унижает. Настоящий атеизм выражает себя ныне скорее и чаще всего в обоготворении интеллекта. В искреннем (и главное ‒ тотальном) переносе центра внимания. Андрей Тарковский инстинктивно верно противопоставлял свою сущность интеллектуалам и интеллектуализму.
|