После разговора с одним человеком, практикующим йогу и пытающимся "отдыхать в дзэне". Слушать его было, увы, даже как-то неудобно. Ведь дзэн ‒ это не только не путь гедонизма (мол, будь спонтанен, делай, что хочешь, наслаждайся моментом! в итоге: валяйся и сибаритствуй, не ответствуя ни перед кем!), но это на самом-то деле путь "духовного самурая", труднейший из путей. Суть которого в том, что ты принимаешь реальность не как профанно-испорченную, подлежащую иронической оценке интеллектом, но совсем напротив ‒ как тотально священную, как тайну-без-дна, более того ‒ как фантастическую непостижимость, где мистериальна каждая букашка, травинка и пылинка. Так что профанный гедонизм здесь просто невозможен. На этом пути реальность, будучи струеньем неведомого нам сверхсознанья, бросает вызов ежемгновенно, и ты должен принять этот вызов, для чего тебе требуется, конечно же, вся сила "ответно-сакральных" твоих кладовых, вся энергия "трепета", т.е. благоговейного внимания. Это путь безоглядного танца-экстаза: конечно же, невидимого извне.
И в то же время путей нет, ни один путь, куда-то ведущий, не есть истинный путь. Истинный путь никуда не ведет. Истинный путь ‒ это не-путь. Как истинный ум ‒ это
не-ум. Это некое иное в нас измерение, которое дзэнцу следует открыть в себе самому, изнутри себя, без всяких подсказок со стороны.
Так что уж, действительно, проще "отдохнуть и расслабиться" в йоге!
|