Когда-то вера представлялась мне чем-то наивно-доверчивым и тупым, выражением отчаянной безнадежности и скорби по поводу невозможности знания. Однако сегодня мне кажется очевидным, что вера, во-первых, есть феномен до-верия бытию, безграничного и экстатически-кроткого, добровольно-безоглядного; это своего рода твой дар на алтарь случившегося, на алтарь необъяснимости: ничего и никогда. Во-вторых, это доверие бытию свидетельствует о начатках освобождения из рабствования перед интеллектом, о переносе центра внимания на изначальные твои, основно-клеточные интуиции, взращивавшие в тебе измерение потаенности. Суть которого ‒ отчасти в бдительности к происходящему в социуме, но не только: бытие-настороже в каком-то более универсальном смысле. Ты где-то на границе, внимание к постоянно меняющей очертания линии перехода, перевала, тоннеля, сквозной пещеры. Той, что когда-то в молодости снилась тебе с фотографической отчетливостью гиперреализма. До такой степени, что ты ездил искать ее в реальном ландшафтном топосе. Вера как форма внеинтеллектуального знания, где посредник ‒ та особая форма интуиции, что никак не задействована в дневной реальности; она исключительно реликтова, опирается на ранне-рассветное визуально-тактильное, предметно-осязательное знание. Она фиксирует наличие в твоих клетках этого предзнания-опыта, в некий момент поставленного извне под удар с целью полного вытеснения из поля сознания и подсознания.
В твоих клетках есть следы опыта общения с богами ‒ можно сказать и так. Едва ли это будет преувеличением или метафорой.
Когда Павел Флоренский говорит о фактах веры ("фактах духовного усмотрения") как о (не нуждающихся в эмпирико-исторических и иных доказательствах) опытах внутри отдельной (хотя и не отделенной) вселенной, где реализует себя внутренняя индивидуальная воля, созидающая реальности духовного плана жизни, то это, на мой взгляд, то же самое, но рассмотренное с другой стороны.
И третье. Вспомни: сращенность, слиянность естественности и сверхъестественности в единой (открывающейся каждый миг:"каждую вечность") реальности (в ее фрагментах) тебе была ясна (явлена в опытах) еще в детстве. Так что отчего же невозможно сверхъестественное знание, раз возможно естественное?
|