Вы вошли как Гость | Группа "Гости"

Страна, которая везде и нигде

Новые книги
Новые книги
Новые книги
Новые книги
Новые книги
Форма входа

Главная » Файлы » Ночные тетради » Ночные тетради

Просветление
[ Скачать с сервера (26.9Kb) ] 16.07.2016, 17:24

В конце презентации двух моих новых книг, в том числе "Тридцати историй о Пробужденных", одна постоянная моя семинаристка, пылкая искательница лет сорока семи, воскликнула: Николай Федорович, ну почему вы до сих пор не просветленный?

Я посмотрел на нее внимательно, сделав большущую паузу.

‒ А с чего вы взяли, что я не просветленный?

‒ Но ведь вы сами об этом говорите.

‒ Наталья Борисовна, разумеется, я зело не святой, смешно об этом говорить, но подскажите мне имя святого, который публично сообщил о своей святости. Или имя пробужденного, объявившего себя таковым. В том-то и закавыка, что наиболее невысокого о себе мнения именно святой и просветленный, ибо они видят истинный свет и потому замечают всю глубину и обширность своего сумрака. Чего не видит обычный мирянин.

       Ведь вы же сами прекрасно знаете все эти общие места. Но посмотрите, что происходит: на интеллектуальном уровне вы все знаете, как и большинство здесь сидящих. Вас не удивить никакой премудростью. Но едва вы вступаете в сферу приватно-экзистенциальную, ситуативно-эмоциональную, как моментально становитесь, извините,  обывателем.

       И что значит просветленный? В некоторых буддистских школах называют десять-одиннадцать уровней просветления, и все они есть лишь преддверие к окончательной пробужденности, к тому состоянию недеяния, которое можно представить по известному образу идеального бойцового петуха: он кажется вырезанным из дерева. В этом смысле идеальный адепт чань, идеальный дзэнский мастер выглядит для непосвященного форменным идиотом. Но разве вы готовы общаться с атмосферой чистейшей идиотии?

       Я надеюсь, что нахожусь на какой-то из бесчисленных ступеней просветленности, то есть омраченности. А иначе зачем бы вы приходили сюда восемь лет подряд? Скажу больше, каждый из вас, сюда приходящий, в той или иной степени просветленный. Иначе вы бы сюда не заглядывали. Ибо подобное познается подобным. Мы так или иначе интересуемся своим собственным личным опытом просветлений, которые с нами непременно случались, начиная с младенчества: краткими блестками и проблесками. Наша задача ‒ шаг за шагом выявлять, "вспоминать" и осваивать этот опыт, очищая и углубляя это заброшенно-забытое измерение себя внутреннего.

       Таким образом, все мы возвращаемся в свое изначальное состояние просветленности. Мы проходим испытание омраченностью. Мы на пути возврата, возвращения на родину. В измерении омраченности всё преходяще, и потому прав Соломон: всё проходит, всё текуче, мимолетно и в этом смысле иллюзорно. Когда мы живем во внешней природе, тогда нами правит текучесть, облачная трансформационность. Но если мы открываем внутреннюю природу и начинаем жить во внутренней своей природе, тогда мы оказываемся в царстве великой неподвижности и устойчивости. Во внутренней природе, о существовании которой царь Соломон, быть может или скорее всего, не подозревал, царит великий покой и стабильность. Здесь ничто не проходит.

       ‒ Но как, живя внутри внешней природы, достигать внутренней?

       ‒ Вот, скажем, вы восхищенно наблюдаете за утренним свечением огромного тополя на берегу реки. Скоро вас начинает томить чувство преходящести, томительной исчезновенности ваших ощущений, соломоново сожаление и тоска. Однако сам этот тополь своей           внутренней природой сияет и трепещет вневременно, в вечности. И к этому вы можете приобщаться.

       Внутри этой науки, науки о просветленности, бессчетное число граней и тонкостей. Напомню всего одну. Не существует никаких абстрактно-объективных просветленных или пробужденных. Не существует Пробужденного, очевидного для всех. Всякая просветленность есть актуально-диалогическая  форма светимости. Вы можете чувствовать чью-то пробужденность или просветленность, но это не значит, что это ощутимо для тех, кто окружает вас. Она открывается по направлению к вам и для вас по мере и качеству вашей личной просветленности и заслуги (но не в обычном смысле этого слова, а в дзэнско-чаньском). Качество бытия не может быть учитываемо в количественных категориях. Валентность или "группа крови" вашего "агента просветленности" может категорически не совпадать с тем, что вам предлагает ваша референтная группа. Да и весь мировой культурно-религиозный катехизис. Любовь избирательна.

       Можно общаться омраченностями, разрешить себе это как нечто самозаконное, свойственное нынешнему статусу землян. (Так поступают многие современные художники и кинорежиссеры в особенности). А можно поставить целью исключить это и общаться просветленностями. Поиск просветленного для общения (очного и заочного) ‒ дело сугубо личное, ибо ценно лишь то, что нашел лично ты. Так красота не есть нечто заранее кем-то завизированное, но найденное именно тобою, извлеченное тобою из потаенности. Можно даже накапливать просветленность, как бы это ни звучало материалистично. То есть переводить из разреженности в уплотненноть ее качественное присутствие. Делать ее осязаемей и очевиднее.

(Продолжение этого разговора см. в разделе "Из Записок рифейца").

Категория: Ночные тетради | Добавил: Бальдер | Теги: Николай Болдырев дневник
Просмотров: 89 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: