Вы вошли как Гость | Группа "Гости"

Страна, которая везде и нигде

Из дневника

Главная » 2012 » Март » 5 » 5 марта 2012
18:14
5 марта 2012

На мой взгляд, «Меланхолия» сама по себе столь деревянно сделана (т.е. сколочена, а не выращена), что просто не заслуживает отдельного внимания. Это, как я сказал, фальшивка, выдаваемая за бриллиант. Просто тема меланхолии весьма актуальна. И разговор, собственно, об этом.

Но применять рецепты Киркегора напрямую к нам нынешним было весьма наивно. Сменился человек. Человека, о котором размышлял С.К., нет и в помине. Классический человек давно умер. Перед нами – полое, без совести, чувства Закона, интуиции Страха, интуиции Целого и иных "космических признаков, существо. Ведь даже так называемый обольститель, дон Жуан у Киркегора – это по нынешним меркам высоконравственное существо, и обольщение представляет собой процесс тончайше диалектического исследования человеческой души в одном из ее измерений и потому совершенно непонятный и смешной современному дебилу с двумя или более высшими образованиями. Женщина у Киркегора есть хранительница очага, источник кроткого и бездонного молчания, хранительница страха, целомудрия и, следовательно, софийной мудрости.  Коронная его фраза – о том, что из ста погибающих мужчин 99 спасаются женщиной и лишь один – непосредственно волей Божьей. Не смешно ли читать такое сегодня? Триер, например, воспевает женщину, яростно ненавидящую мужчину и мужчин. И чем ближе он к ней стоит (в «Антихристе», например), тем ненависть эта бездоннее и патологичнее. Ненависть эта столь всезаслоняюща и обернута в столь эстетизирующе-мистифицирующие одежки, что несомненно натекает к нам, зрителям, непосредственно из анклавов самости режиссера. Впрочем, в «Антихристе» и «Меланхолии» он и не скрывает своего восхищения этими монструозными существами, едва ли имеющими хоть что-либо, связующего их с энергиями инь. Нелепость и кощунственность эксплуатации вагнеровского тристан-изольдовского музыкального мифа в фильме Триера в том-то и заключены, что его "Изольда – это безрадостная изблудившаяся до блевотного на жизнь рефлекса менада, почти из той самой своры, что разорвала на части Орфея. (Что, в сущности и делает героиня «Антихриста»). Изольда вагнеровская тает в объятьях возлюбленного. Она есть его дополнение, но не самостоятельная самость. (Потому-то вся эта кичевая красотность фильма, приправленная Вагнером, есть ложь на Вагнера. О вульгарности самого этого приема: давить на зрителя знаменитой музыкой, - я уже молчу). Весь этот пубертатный бред (в «Антихристе») о неопреодолимой садо-мазохистской женской страсти к  кастрации мужа (т. е. ближнего), и соответственно всей половины рода человеческого, о жажде его расчленения и наслаждения миазмами его воплей и содроганий, возможно, имел бы смысл при двух условиях: не смакования кровавого месива и садизма; не воспевания той войны полов, которая реально сегодня, увы, идет и которая, по словам Хайдеггера, и приведет на самом деле к окончательной катастрофе нынешнюю цивилизацию. (Как тут не вспомнить А.Тойнби, сообщившего нам, что из 22 (что-то, кажется, в этом диапазоне)  великих земных цивилизаций 19 погибли не из-за внешних причин, а вследствие их внутреннего морального разложения). Увы, морально разложившиеся (т.е. этически несостоятельные и к мудрости никаким боком непричастные) кинорежиссеры – сегодня правят бал. Делают работу чертей. Скачать полную версию

Категория: Маргиналии | Просмотров: 459 | Добавил: admin | Теги: Антониони, Ларс Триер, Болдырев, Киркегор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: