Когда философия превращается в искусство
словесно-понятийной артистичности, интеллектуального щегольства, она перестает
быть философией. Когда музыканты устремляются к звуковой виртуозности и к
артистическому эффекту, они теряют музыку, ее сущностную истину. Когда режиссер
стремится показать максимум игровых возможностей своего коллектива, он теряет
пьесу, ее целостную "жизнь-в-себе". И т.д., и т.д.
Вот
почему для тех, кто мечтал прорваться сквозь морок, в том числе сквозь морок
конвенций, искусство – ловушка. Оно – сладкая иллюзия истины. Высшее, на что
способен поэт (в любой области) – ощущать иногда пограничье, интуитивно трогать
зыбкую грань, отделяющую мир, запертый в слова, символы, в концепции смыслов, и
мир несказáнный, Никем не
проговоренный и не могущий быть проговоренным: вечный Клад.
Вот
почему мы выброшены в слова как в эрзац; весь наш цивилизационный мир потому и
враждебен универсуму и самой Земле в ее сакральной загадке, что он насквозь
стал эрзационным, превращающим реальность в понятийную виртуальность, в систему
измышлено-воображаемого, абстрактного, миражного.
С
помощью панлогизма человечество соорудило исторический проект, поставив себя
(благодаря обожествлению интеллекта) над
сущим. Оно попыталось обмануть себя, объявив интеллектуализм сакральным
мистическим даром. Словесный язык в качестве панлогизма (“поиск смысла
вселенной”) – это кость, которую нам бросили, эта кость, которую мы грызем и
грызем, полагая, что там что-то есть. Но в этой игре есть лишь самовозбуждение
эго. Миллионы эго, рычащие друг на друга возле этой кости.
|