1
Hyperborean
(21.05.2025 14:59)
Хочу поблагодарить вас за столь глубокий и концентрированный фрагмент. Особенно сильно меня тронули слова:
"Не мы мыслим: бытие мыслит нами… Но бытие может мыслить только этическим человеком, то есть тем, у кого есть душа. А душа узнается только в диалоге с богами, а возможно и с Богом. Психэ, изучаемая психологами, с душой не связана."
Это высказывание ощущается как вход в высокую философскую традицию, в которой человек - не автономный субъект, а проводник смыслов, приходящих откуда-то извне. Душа здесь не рассматривается как нечто психологическое или функциональное - напротив, она понимается как некая метафизическая чувствительность, как условие возможности сопричастия бытию. И в то же время как этическая задача: не всякий человек способен на такую глубину - только "этический", то есть внутренне очищенный, внимательный, способный на диалог.
Позвольте мне откликнуться - не в полемике, а в попытке осмысленного дополнения. Недавно я прочёл книгу Томаса Мура "Забота о душе" ("Care of the Soul"). Это работа совсем иного жанра - не философская, а скорее терапевтическая и культурная. Однако мне показалось, что она может быть неожиданно близка вашей мысли, если воспринимать её не как альтернативу, а как практическое приближение к тому, о чём вы говорите.
Мур тоже разделяет убеждение, что душа - это не объект психологического анализа и не набор эмоций. Он пишет о душе как о глубинной ткани человеческого существования, которая проявляется в снах, символах, мифах, повторяющихся сюжетах жизни. Забота о душе - это не исправление и не лечение, а внимание, замедление, участие. В отличие от вашей онтологической высоты, Мур говорит от лица повседневности, боли, внутренней тишины. Он не зовёт к диалогу с Богом напрямую - но, может быть, он помогает подготовиться к нему.
Ваш фрагмент говорит о цели - способности быть вместилищем мыслимого бытием. А Мур - о пути: как человек становится способным на этот акт через внутреннюю культивацию. Его подход можно было бы назвать подготовительным или инициационным: он помогает душе созреть до той степени, где возможен ваш "диалог с богами".
Именно поэтому, на мой взгляд, между вами - не оппозиция, а возможное со-звучие: вы говорите о душе как онтологическом окне в бытие, а Мур - о том, как сделать это окно прозрачным, незакрытым, живым.
Благодарю за вашу мысль - она продолжает звучать.
|