Парадокс философии Хайдеггера, волхвующей и убеждающей совершить поворот и идти к Началу, к тому вневременному моменту, где Бог высверкнул человеку Бытие в виде События (прорастил из бытия сущее), зачерпнув глубиной человеческой сущности нечто немыслимо путевόе, и таким образом вернуть человеку его утраченную полноту поэтического (этом-то всё и дело!) касания мира, – так вот, всё это прекрасно, однако чтобы всё это воспринять и откликнуться всей искренностью, надо ведь обладать этой человеческой сущностью: Menschenwesen. Но ведь уже сам философ где её видел? Люди толпами отказывались и отказываются от своей человеческой сущности, сбегая либо в «звериность», либо в «сверхчеловечность», либо в роботосиятельность, либо в отупелость. Человеческая сущность всем опротивела.
«Сущее Бытия – это исключительно человеческая сущность, покоящаяся в поэтическом благодарении». Понятно, кому благодарение. И далее: «Исключительно сущее есть на родине. Родина позволяет жить ответу на милость. Только немногие, сами познавшие Бытие, способны, и то в редких случаях, существуя в качестве использующих Бытие, глаголяще мыслить в своем возвращении домой…» Да, оптимизма немного.
Под родиной Хайдеггер понимает малую родину, свой родной исхоженный край, свой домик между холмов на окраине провинциальнейшей деревушки. Бытие весьма конкретная вещь, весьма приватная и почвенная.
|