В какой парадигме был Тавров? В разговорах со мной он боялся самого слова «кали-юга». «Ну зачем вы эту безнадежность?..» И трактовку Иисуса, данную Менем, он избрал за ее «здравый смысл» и позитив. Паллиативность. Ведь увидеть Иисуса в полный его рост – страшно. Не удивительно, что он верил в нескончаемость искусства как движителя общества и в его, условно говоря, прогресс, хотя конечно избегал таких прямых речевых ходов. Его жена вспоминала, что в последние годы его угнетали две вещи: постоянное безденежье и то, что его творчество знает малое количество людей. Эта последняя его озабоченность меня печалит. Стихи Тютчева при его жизни ценило с десяток человек, не более. И Лао-цзы, которого Андрей довольно часто цитировал, не собирался записать ни строчки, если бы его не уговорили странники-таможенники. Лао-цзы понимал, сколь тщетно словесное увещевание.
Вот о желании известности, если позволите. Знаю нескольких достаточно известных поэтов, публикующих свои стихи в своей ленте «вконтакте» и немедленно, за считанные секунды, получающие океан дифирамбов: «ты гений!» Множество раз это видел (не стану называть имена). Такого во всей истории еще никогда не было. Мне это представляется в корне неприемлемым по следующим соображениям: 1) чувствую, что правда есть только в медленных темпах. Получение немедленных комплиментов, как чувствую, есть лишь профанация и потакание тщеславию. Это дает фанатов, но не ценителей. И главное - при таком методе совершенно не видно, где твой труд и чем же ты платишь? А платить нужно всегда обязательно, иначе ты - просто заяц, протырившийся в вагон без билета и едущий в поезде, ничего не заплатив за проезд. Это просто бесчестно перед лицом всех, кто страдал и платил очень дорого - кровью души и даже собственной жизнью. Если же у тебя нет ни одного читателя вообще, то это совсем не беда, как сказала мудрая Майя Никулина, замечательный этик, в прекрасной книге бесед: подумаешь, горе великое, пиши себе в стол и спокойно положись на высшую справедливость. 2) тут более тонкий момент: обязательно должна предполагаться возможность в обратной связи с автором ответить, если необходимо, «мне это не нравится» - и абсолютно вежливо и аккуратно, без всякого хамства, аргументированно объяснить, почему. В противном случае лента поэта (кем бы он себя ни считал) ничем не отличается от клуба фанатов какой-нибудь пошлой эстрадной звезды, вроде Филиппа Киркорова. Социальные сети поэтов, которых я видел, так практически не работают - всюду преобладают дифирамбы и лесть. Но - зачем лгать? С недавнего времени всюду разом привилась омерзительнейшая американская привычка желать «хорошего дня» на каждом шагу. От чего лучше никому не становится, зато количество вранья и лицемерия возросло многократно. Разумеется, говоря о поэтах, я и секунды даже не думал о вас и вашем сайте. Вы ведь всегда пишете для Неба и Бога и для себя, а не для других. Для других писал популярнейший поэт А.Еременко, чтобы смешить и развлекать, «чтобы было прикольно». И наверное поэтому читать его стихи невозможно. Как и Тимура Кибирова.
Спасибо, Констанций. Вы попали в точку. Всё именно так, только я бы ситуацию оценил как еще более плачевную. Этический уровень (то есть космически-дхармический) пишущих и претендующих на внимание персон сегодня невообразимо ничтожен и низмен. В это не поверит тот, кто не общался с ними лично и приватно. Мир не стоит уже на духовном основании. Он стоит на шаре, непрерывно балансируя. Эту балансировку Хайдеггер называл "зависанием над Бездной". И однако причин для пессимизма конечно же нет и не может быть, ибо наш приватный внутренний путь свободен от всякого метода и любых методик.