Сознанию нужен свет, надежда. Один из последних (сентябрьский) постов Андрея Таврова в fb назывался "Апология бессвязности, или О возрождении словесности"; где он выражал свою надежду на то, что вот-вот случится великий взлет искусства и в частности поэзии ("прорыв в новое качество литературы"): поэты прозреют до истины, что всё в мироздании связано, а потому надо касаться чего угодно наугад с этим чувством, отрешившись от пут рациональных конвенций – и тогда свободнейший полет даст неслыханный плод: прорыв в саму природу поэтического измерения.
Тавров играет здесь на парадоксе: призывает к "абсолютной свободе" бессвязной речи, к бессвязности как принципу поэтического высказывания, объясняя это абсолютной связанностью всего со всем. Но эта последняя мысль – отнюдь не новость, она давно стала банальной, в хорошем смысле слова. Если бы мы опирались на нее в практической ежедневной этике, мы бы не зависли сегодня над пропастью. Но в том-то и беда, что искусство нас тоже пытается учить возвеличиванию нашего иллюзорного "я". Как-то я пробовал бродяжить в fb-ке, но не нашел там ни одного индивида, который не был бы восхищен собой, кто бы не считал, что он этически безупречен и облечен высшей мудростью. А это всё люди, причастные к творчеству в том или ином смысле или форме. (Т.е. их обольстили слова: говоря "мудрые речи", они решили, что посредством этого стали мудрыми). Так что дело не в прыжках, не в бегстве от рацио. Всё это в избытке было испробовано в искусстве ХХ века, теми же Элиотом и Паундом, Хлебниковым и Айги. И т.д., и т.д. Объять все вещи мира и включить их в стихотворение? Но и это тоже пытались сделать. Поэтическое тщеславие неуёмно.
К тому же под сомнением сам принцип. Разве наша беда не в том как раз, что мы живем в сплошной, я бы сказал обвальной разорванности, в сплошной бессвязности, разве все наши метания из стороны в сторону – не знак отсутствия стрежневой оси внутри нас, непоколебимо трансформационного дао-духа?
Я бы уж скорее приветствовал приход эпохи Связности, где поэтическая речь начнет восходить к величайшей скромности в обладаниях чем-либо. Ибо поэт поймет, что он ничем не обладает и ничего не понимает, и перестанет кичиться словарным запасом, которым его загрузил коварный Велиар. Я бы написал Апологию словесного целомудрия. Ибо только на этом пути, по моему скромному ощущению, можно обрести связь с той "невидимой Церковью", о которой грезил Андрей Тавров.
Напомню, что и смартфон, и "мировая паутина" забирают наше сознание по принципу бессвязности. Еще одно осуществление принципа речевой бессвязности - речь героев романов Андрея Платонова: распад, идиотия. Ну да, конечно, поэзия особого рода.
|