Внезапная радость прочесть свои мысли у шведского писателя начала прошлого века! Один из героев романа в беседе с другом иронизирует по поводу всегдашней болтовни об "облагораживающем действии" музыки. «А надо бы выразить это не так, иначе: музыка подхлестывает и придает силы; она побуждает и укрепляет. Она укрепляет благочестивого в его благочестии, воина в его воинственности, распутника в его распутстве. Епископ Амвросий запретил в церковной музыке хроматические гаммы, ибо знал по собственному опыту, что они наводят на греховные мысли. В тридцатых годах восемнадцатого века в Гале жил некий пастор, усмотревший в музыке Генделя прямое подтверждение Аугсбургскому исповеданию. У меня есть эта книжица. А истинный поклонник Вагнера построит вам целую систему мировоззрения, основываясь на одной-единственной мелодии из "Парсифаля"...» То есть каждый получает своё, а вовсе не пилюлю "благородства" или облагораживания. Разве нам не известно, сколько мощно музыка двадцатого века служила усилению и трансляции энергий демонического толка и происхождения. Выражаясь проще: у омраченных музыка усиливает омраченность, она делает это часто тонким образом: укрепляет стропы и колонны, держащие "храм омраченности".
|