Удивительно вот что: (почти) все неслыханные ловчилы речи, гениальные виртуозы художественных форм были сплошь экземплярами человеческих выродков (беру эти слова без осудительного пафоса, а в простоте биологического факта) или то, что в просторечии зовется: негодяями, этическими дебилами (Рембо, Маяковский как два указателя-символа). Удивительно, что даже и противоположный край – этические гении – иногда принимают обличье невероятностей стилевой виртуозности как знака или истока свободы мышления (Розанов, Рильке). Удивительно? Но ведь за этим и смысл, и намек, и свет. Обходи краснобаев и виртуозов за версту, если не чувствуешь в себе мощи. И сирен тоже. Здесь водораздел между поэтами, философами, умеющими хранить патинно-интуитивный "обет молчания", когда их слово становится следствием не внешнего, а (по слову мага) "сердечного глаголания", и "базарной болтовней", сколь бы она ни была высоко-ученой или артистичной. Пророк замечает: «"Умное молчание" не есть "бессловесность", презрение или отрицание существа "слова"...» Да.
|