0
Это не совсем так. Розанов отталкивался от известнойзападной почти философской формулы: "нет ничего в уме, чего бы не было раньше в ощущениях". Р. взялся ее опровергнуть, говоря, что по его наблюдениям происходящее в мысли (в интеллекте) находится в полном разрыве с тем, что было и бывает в ощущениях. (В "ощущениях" – да, здесь я с Р. согласен; но не далее ощущений). Однакожизнь души и течение ощущений соприкасаются, находясь в весьма сложных отношениях. Хотя жизнь души имеет при этом своё собственное русло, свой собственный отдельный исток и толчок. Однакоесли под "ощущениями" понимать мир чувств, пристрастий, волнений, волеизъявлений, желаний, гнева, жажд, страхов, влечений, любви т.д., то они вполне близки к тому, чтобы проистекать, увы, из жизни нашего интеллекта, нашего ума, непрерывно продуцирующего идеалы, идеи, мысли, подозрения, догадки и т.д. Еще Кришнамурти иронизировал по поводу недалекости своих "пациентов", заверяющих его, что они живутспонтанными чувствами и автономно рождающимися "в глубинах органики" страстями и влечениями. Нет, говорил он им, вы самообольщаетесь, ваши чувства, ваши любови и ненависти есть не что иное как проекции деятельности интеллекта, которым руководит ваше эго. (Собственно, есть слитность эго-ума). Ваш ум порождает идею любви, после чего вы ищите объект; к ненависти вас тоже толкает эго-интеллект со своими идеями и проектами-"истинами". Ваше эго заряжается извне (из коллективного эго) идеалами и модными трендами, в том числе и чувственно-эмоциональными. Ну и т.д. Спонтанно ощущает и чувствует только просветленный, то есть свободный от эго-ума.
|