Вы вошли как Гость | Группа "Гости"

Страна, которая везде и нигде

Меню сайта
Форма входа
Новые книги
Новые книги
Новые книги

Главная » Файлы » Дневник Андрея Северского » Дневник Андрея Северского. Тетрадь 5

Наследники чеховского сознания
[ Скачать с сервера (251.0 Kb) ] 02.10.2023, 07:58

Но посмотрите, Гиперборей, ведь Чехов действительно разительно отличен от Толстоевского, Тургенева, даже Гоголя и т.д. Чехов вполне современный "типаж", как бы это слово ни звучало грубо. Во-первых, он действительно мечтатель-утопист, а вся эпоха двадцатого века мечтательно-утопична. Чехов верил в прогресс, в науку, в социальные программы и в тому подобную чепуху. "Жизнь через двести лет!.." Весь больщевизм и, шире, позитивизм стоит на мечтательности и прогрессизме. Да и еще недавно вся "интеллектуально-антиллигентская" Москва была сплошь утопична, томные поэты, полагавшие себя, конечно же, "людьми мира" (то есть исключительно замечательными), призывали друг друга и всех вокруг строить утопии, жить утопиями. Да и сегодня вся образованская прослойка нашего населения сплошь утопична, даже все так называемые "увлеченные Востоком". Герои-протагонисты Чехова – утописты, мечтатели. Как Ленин, как весь олигархический класс, который кстати по своей сути никогда не есть национальный, но мировой. Всё это разрушители "дома" или "Дома" (или еще шире), но ведь  чеховские  Трофимовы, "художники" и т.д. все учат "девушек" бежать из дома, проклясть его. Жить "дома" невозможно и не надо. Бежать! Дядя Ваня, Астров: дом - ловушка, Россия - ловушка. Важнейшие чеховские герои - жертвы "дома". Вначале сбежим в Москву, там развлечения, там веселее, а потом – куда-нибудь дальше, например – в Нью-Йорк, как Довлатов, которого пьяного вдрызг вывозил из Таллина Евгений Цымбал в Питер, а там сажал в самолет. А из Нью-Йорка - на Марс... Хотя Нью-Йорк и есть Марс. Во-вторых, что такое гедонизм или гедонист? Ведь это не столько стиль и каждодневный опыт жизни, сколько установка сознания. Западные "экзистенциалисты" считали не Москву или Париж ловушкой, а саму жизнь. Чехову это отчасти близко, но лишь отчасти по касательной: из опыта пойманности в чахотку. В целом же, мировоззренчески он настроен гедонистично: когда-нибудь жизнь на земле будет сплошным наслаждением для души и тела. Ничего общего с внутренней позицией Достоевского, который скорее садомазохичен, ибо человека надо взнуздать, чтобы он искал истину. Толстой по глубинной сути восточный крестьянин-князь, ни капельки интеллигентности. (Достоевский, как и Гоголь - пневматик, конечно). Чехов – интеллигент: весь русский предательский путь устлан интеллигентским "гнилым" сознанием. (Все последние десятилетия 19 века: предательство России, т.е. "дома"  "интеллигентным классом": розановские "стенограммы").  Оно, это сознание, кажется, конечно, милым, но оно увертливо по сути. Разумеется, сам Чехов не был "гнилым человеком" (хотя чахотка это как раз гниение легких), он был, по слову Толстого, "очень милым, как девушка". Но отсюда и все остальные недостатки. Ожидание, когда же явится рыцарь-спаситель, "чудная жизнь". Но фундамент всего названного – весьма и весьма грозный, сокрушительный: сугубый материализм, неощущение иллюзионности материального, его игроформия, неощущение духовной основности так называемого мира, неощущение единственно истинно реального субстрата – внутреннего нетленного космоса. (Сравним двух чахоточных: Чехова и Новалиса). Вот что такое дом и Дом, и бежать надо именно в него, а не из него. (Поездка на Сахалин - это, кстати, скорее всего бегство от чахотки). Не вовне надо бежать, а вовнутрь! Не в декорации жизни ("неуютно, грязь, тоска, а там: уютно, чисто, весело"), а в вечную обитель, в обитель "вечных ценностей": не утопических, но единственно реальных. Там жили герои Пушкина, Лермонтова, Толстого, Лескова...

       Я всего лишь хотел прояснить простой вопрос: почему Довлатову был понятен и близок Чехов (тоже, кстати, рассказчик), а не наши "монстры", хотя по эпохе они все и совпадали.

       А что касается <прекраснодушного> утопизма и <материалистической> мечтательности, то полистайте. например, книжку "Норумбега" Вадима Месяца, главы так называемой "школы метафизиса", где автор с упоением описывает, как он с друзьями перетаскивал (на самолетах, конечно) "священные камни" и камешки из одного регион планеты в другой, "перемешивая" их и тем самым, якобы, созидая новые волны духовных эманаций от этих "совокуплений". Из Индии в Англию, из Тибета на могилу Бродского и т.д,, и т.п. Характерна атмосфера книги: благостная уверенность, что творческие интеллигенты подобными "сакральными" действиями, а также сочинением стихов улучшают "тонкий" климат планеты, подключаясь к древним традициям магии.

       Мне-то сермяжному кажется, что поэт сегодня не может не посыпать голову пеплом и не задать себе вопрос: как же нам удалось погубить душу планеты, душу человеческой планеты и остаться в таком прекраснодушном самодовольстве и интеллектуальном гедонизме, "играясь камешками"? Поэт спрашивает себя: вероятно, дело в том, что именно я живу ошибочно. В чем же моя ошибочность? В чем ошибочность моего сознания и моего дня и моей ночи? И если тысяча поэтов одновременно зададут себе всерьез этот вопрос, то возможно что-то произойдет в "духовности" планеты. А так только слова.

       Впрочем, я неправ, я тоже впадаю в плоский материализм: достаточно пробуждения сознания у одного-единственного поэта, "у тебя". Ради таких всегда единичных космических всполохов просветления, этих молнийных просек, и существует Земля в своем видимом и в своем невидимом (более корневом) измерениях.

 

 

Категория: Дневник Андрея Северского. Тетрадь 5 | Добавил: Бальдер
Просмотров: 113 | Загрузок: 7 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 5
2 Hyperborean  
Уважаемый Николай Фёдорович! Позвольте мне процитировать Вас (из Вашей книги о Рильке):

"Человек, конечно, рождается потенциально просветлённым, в нём тайно-потаённо живёт эта буддовость. И эта жажда осуществиться как раз и есть движение выхода из потенциальности в актуальность. Все мы в той или иной степени просветлённые. Будь иначе, нас бы не влёк к себе свет. Влечение к просветлённой, к чистой земле и есть продвижение к искомому топосу, который есть праведное сердце."

Так почему же, ожидая потенциальной просветлённости от каждого, Вы отказываете в её возможности Чехову? Разве желание "увидеть небо в алмазах" не зашифрованная тоска по "чистой земле" (Pure Land) тайно благородной буддовой души?...

3 Бальдер  
0
Да я вовсе не отказываю Чехову в толике просветленности, разве он в "Степи" или в "Душеньке" не явил свою просветленность? Этот список можно продолжить. Чехов осуществил себя во многих измерениях. Я в тот момент говорил об одном из них: он участвовал в общей "болезни", в общем грехе нашей тогдашней интеллигенции (грехе тысячекратно возросшем по силе сегодня): тайном и явном бегстве из Дома, в грехе завистничества, неважно кому, пусть только будущему. Как приватное лицо он чист (хотя современные западные биографы отрицают это), но мы-то говорили о творчестве. О той улыбке Джоконды, которая провокативна своей двусмысленностью. Пьесы Чехова мне порой напоминают эту улыбку. Но я ведь не эксперт, я частное лицо.

4 Бальдер  
0
А вспомним рассказ "На святках", какое касание глубин русского душевной недосягаемости. Чехов, конечно, не сидел в капсуле.

5 Бальдер  
0
И все же не буду лицемерить: Чехов всегда был для меня  изрядно скучным и автором, и человеком. И уклончиво-двусмысленным. Зависимым от "фактов", которые он трактовал отчасти всё как-то по-журналистски. А еще: я частенько бывал не согласен с его трактовкой отдельных выведенных им (на свет) характеров. Ахматова и Цветаева отвергали его как непоэтическую натуру. Я бы так резко не выразился. Поэзия бывает разная. И все же в последние годы я иногда раскрываю наугад какой-нибудь том из собрания его сочинений и читаю, забыв обо всем, с каким-то новым интересом и новыми ощущениями.

1 Hyperborean  
А если бы "мечтателю", "утописту", и "гедонисту" Чехову было бы отмерено судьбой столько же лет, сколько было отмерено "картёжнику" и "кутёжнику" - молодому Л. Толстому ("Несмотря на то, что под влиянием Дмитрия я ещё не предавался обыкновенным студенческим удовольствиям, называемым кутежами, мне случилось уже в эту зиму раз участвовать в таком увеселении, и я вынес из него не совсем приятное чувство. Л. Н. Толстой, «Юность», 1857 г.") или "профессору-эстету" и "скромному пастору" лютеранской церкви молодому Альберту Швейцеру, возможно, поездка на Сахалин могла бы стать началом такого же огромного внутреннего бескорыстного этического служения людям и Богу, как у всех тех, кто стояли на высшей ступени своего духовного развития на излёте своего земного пути? И чеховская собственная "Война и мир" (естественно, под другим названием) или "Благоговение перед жизнью" тоже были бы написаны и сейчас вызывали бы благоговение у ищущих истины? Разве мы знаем пути, по которым развивается индивидуальная душа, их закоулки, изгибы и повороты? Тем более, душа, уже к своим 44 годам невероятно эмпатичная, болеющая за другох людей, испытывающая искреннее сострадание не только к "дяде Ване" или "трём сёстрам", но и к живым людям, причём не только к близким, а ко всем, включая несчастных заключённых узников Сахалина? Вопросы, навсегда оставшеся без ответа...

Имя *:
Email *:
Код *: