Нормальный, не экзальтированный, не "сдвинутый по фазе" человек естественно умен: то есть не амбициозен и не выдвигает своё "я" куда-либо. Он естественно бережен к естеству Земли и не притязает на любой захват. Посему он безупречно экологичен. Поэтому любые формы наших персональных "самоограничений" есть попытка возврата к простой нормальности или, если хотите, к божественности, которая в вас свершает себя.
Мы ищем себя не там и не в том направлении. Мы взяли не верный курс. Вот почему всё, что мы делаем, это бессмыслица и погибель. И напрасны все методики и педагогики, все психологии и все философии.
И значит, что бы мы ни делали, всё бесполезно и выхода нет?
Понимаете, за Бодхидхарму я не переживаю: он уж точно прошёл свой путь до конца (не пожалев 9 лет своей жизни и не спрашивая себя, что ему с этого перепадёт), а если в начале пути и испытал соблазн духовных ловушек и иллюзий, то успешно их преодолел. Равнять себя с ним я тоже не могу: я человек духовно неопытный и в себе неуверенный. Всё, что я могу - это оставаться бдительным, продолжая спрашивать себя не только "Кто я?" и "Откуда я пришёл?", но и "А я уже по-настоящему отдал себя Потоку?", "Моё удовлетворение тем, что я делаю, связано с моей искренностью в этой самоотдаче или, скорее, со скрытым высокомерием над другими, о котором я сам не догадываюсь?", "Не нахожусь ли я сейчас в одной из таких приятных и комфортных духовных ловушек, о которых столетиями предупреждали мастера дзэн и адвайты?", "Достаточно ли просто чтения книг (хотя бы и истинных) и собственных неторопливых размышлений в тишине для истинной реализации, или это лишь самообман?". Таких вопросов немало. И в чём-то я восхищаюсь людьми, увереными в своей духовной зрелости и в том, что они на правильном пути и уже окончательно и бесповоротно отдали себя дао-потоку, но сам всегда в себе сомневаюсь. Тем не менее, ни с кем бы мою индивидуальную судьбу (на этом земном плане) не поменял бы.
Да никаких ни правильных, ни неправильных духовных путей нет. Разговоры о путях бессмысленны. Нет внешних путей, о которых можно было бы толковать. Есть ваш внутренний путь, о котором извне говорить никто ничего не может. Если вы бегаете по умозрительным дорожкам, тогда это ловля ветра. Если же вы спрашиваете глубину своего сердца (простите за банальность), тогда что-то можете узнать о некоем направлении, которое лично ваше. Но если вы будете смешивать в одной куче все проблемы, то ничего не получите. Вы написали, что "самоограничение может стать злостным видом самопотакания". Что сие значит? Потакание чему? Да еще злостное. Это бессмысленная фраза. Разве я пытался сравнивать вас с Бодхидхармой? Дело же не в персонах, ну назвал бы я Иванова и что? Я напомнил вам, что самоограничение, идущее из интеллекта, есть умножение зла. Но каждый из нас может вернуться в свой исконный статус существа не жадного, не соревнующегося и находящего наслаждение в воздержании (от любых захватов и любой жадности, любого доминирования). Это моя личная точка зрения, точка зрения моей интуиции, а не философии. Интуиция знает, а философия ведет разговоры. Но всё это формы моей ошибочности. Ибо взять чужое, значит взять ошибку. Неошибочно можно взять только своё.