Вы вошли как Гость | Группа "Гости"

Страна, которая везде и нигде

Меню сайта
Форма входа
Новые книги
Новые книги
Новые книги
Новые книги
Новые книги

Главная » Файлы » Дневник Андрея Северского » Дневник Андрея Северского. Тетрадь 5

Письмо: барчук и прочее
[ Скачать с сервера (251.0 Kb) ] 05.02.2024, 14:45

Получил электронное письмо на "32-год: Брамс-2" такого содержания: «У меня две слегка полемичных мысли. Странно, что, с одной стороны, вы вполне убедительно показали природу современного искусства как непричастного к этике (к живой этике: я люблю Рериха), как игру мерцаний и танцевальных фигур, а с другой стороны вдруг такая неимоверная требовательность к тому же Пастернаку. Но ведь он артист, не более того. Увлекался Скрябиным, влюбчивый, чувственный, типичный еврейский барчук. Вы же читали его роман, вполне согласен с вами: там подростковое мышление, и характер и сам уровень,  опыт комнатного мальчика. Он смотрел в окна квартиры как смотрят барчуки и ничего не понимал и не понял, то есть хочу сказать, что, вполне возможно, он искренне как мальчик "полюбил революционную чехарду", так дети любят потопы или грандиозные ремонты в квартирах. Что-то вроде мальчика-юродивого, но притворившегося (скорее его убедили) социально зрелым мужем. А второе в связи с Целаном. Насколько знаю, он всё более склонялся к иудаизму. Но ведь он-то уж точно был образованным человеком и читал Библию, следовательно знал, сколь свирепо и алчно евреи, его исторические предки, применили геноцид, газовые печи меркнут перед теми их методами. Чего уж там так сверхобиженно причислять немцев к нелюдям, тогда уж посмотри и на свой народ в зеркало, тем более что ты же не мог не знать о том, что творило еврейское ЧК в России, русские жертвы легко перекрывают все немецкие подступы к "расовому вопросу". Еврейский Холокост все обсуждают, о русском Холокосте никто слова не сказал, поджали хвосты. Ибо на то есть причина и огромного размера. Но это уже, конечно, не столько к Целану, хотя покончил-то он с собой в 70-м. И увлекался русской поэзий, возможно, из неосознанного сострадания к "братьям" и может быть даже из неосознанного чувства своей родовой вины. Кто знает... Душа потёмки. Да и: поэт обязан быть тонок и сверхчувствителен. Хотя вы вполне доказали, что эта тонкость во всех вопросах и позициях кроме реальной этики "приватного лица". Впрочем, это не к Целану, а к их "цеховому братству"...»

       Мне тут комментировать собственно нечего. Я ведь писал эти спичи изнутри моей частной, семейной ситуации. Я вел речь о моих ближних. Если я не скажу о них слова скорби, то кто скажет? Разве большевики когда-то перед кем-то извинились?  Конечно, искусство есть великая игра, тайна поэзии зело велика, и корни и объемы её нам неизвестны; сам Платон предполагал, что мы Божьи куклы, созданные Им для игры. Но у меня один маленький вопрос к мастерам. Возьмем святых людей. Чувствуют ли они свою этическую ответственность? Смешно и спрашивать: разумеется чувствуют. А ведь они могли бы легко уклониться, сказав: а мы работаем непосредственно на Господа Бога. У них есть прекрасные аргументы от уклонения от всей "грязи жизни" и всего давления всевозможных гравитаций. Но они не уклоняются, как не уклонялся Киркегор от верности. Как не уклонялись от верности другие великие мастера. Да, их немного, но они были и есть.

Категория: Дневник Андрея Северского. Тетрадь 5 | Добавил: Бальдер
Просмотров: 54 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: