Поэзия "душевная" – всегда за двусмысленным горизонтом подобно укрытой большими скобками шумной ярмарке; лишь духовная поэзия постигает существо высшей чувственности. Ведь даже апостол сказал: "...душевный человек не принимает того, что от духа Божия, и не может разуметь, п.ч. о сем надобно судить духовно..." Вот он, водораздел между поэзией и поэзией, между философией и философией.
Вот поэтому меня уже лет 20 с лишком как зацепило "ваше учение" и не отпускает; благодаря Вам я по-настоящему полюбил Тарковского и пересмотрел многие ценности в моей жизни. И я согласен с Вашим суждением об относительности в оценке и в противопоставлении "душевного" и "духовного", В чём я убеждён, так это в том, что без заботы, душа чахнет и вянет. А вот чем её пестовать - каждый решает для себя сам. Кого-то на данном этапе продвинет вперёд медитация на слова Хуэйнэна, а кого-то Финал Девятой симфонии Малера; кто-то на смертном одре попросит почитать вслух для него Библию, а кто-то - письма Пруста. Недавно мне просто вскрыла грудную клетку ария Пёрселла When I Am Laid In Earth в исполнении Джесси Норман...
Извиняюсь за сумбурное послание - писал в полусонном состоянии. Не вычитал достаточно перед отправкой. Имел ввиду разницу между духом Евангелий и духом Посланий апостола Павла. Ну и разумеется, Прекрасная Дама. Не Дева.
Я не поклонник личности и учения ап. Павла, о чем я не раз уже писал. Потому я и не указал источник цитаты, ибо взял мысль как таковую, не в контексте учения Павла. То есть эту мысль следует рассматривать саму по себе в контексте "моего учения"). "Душевное" и "духовное" мерцают гранями, понятными каждому изнутри его личной экзистенции; тут нет судей извне. Здесь различения - дело внутренней работы, извне невидной и потому не могущей быть оцененной. То, что для одного может быть (или казаться) духовным, то для другого - лишь еще одно заблуждение на пути соблазнов чувственности душевного комфорта. Здесь, если хотите, всё то же различие в понимании чань: для одних это итог приватной аскезы, для других эстетико-душевный шик. Ведь никто же из нынешних поэтов и художников не скажет вам, что он занимается эстетикой, все скажут, что они слуги духа. Это даже нам говорят депутаты...
Ап. Павел, проповедуя дуальность (не между душой и телом, как в манихействе, а скорее между душой и духом) очень много сделал своими посланиями к Коринфянам, Галатам, Ефесянам для того, чтобы церковь в итоге извратила учение Христа. Ко времени Великой Схизмы - разделения на православную и католическую церкви, истинный христианский дух оставался только в сердцах подвижников: исихастов, чаньцев христианства (как собственно и сейчас). Когда я читаю Евангелия (и я не делаю ни малейшего различия между каноническими Евангелиями и апокрифами, так как решение, принятое на церковных Соборах считать апокрифы небогодухновенными - ни что иное, как церковная конъюнктура), я чувствую в них истинный дух Христа, просветлённого махатмы, говорящего нам в каждой строчке, что дверь отворится, нужно лишь не бояться постучать, и посланиями Павла, тяжёлыми, мрачными (даже когда он пытается говорить о радости), насыщенными бесконечными моральными обязательствами и страшилками видений ада. Ох, как уже несколько столетий вольготно резвятся харизматические проповеднички всего мира на хлебах, взращённых для них Павлом... Как неуютно было бы им с истинным Христом без его всеми признанного интерпретатора...
Очень одиноко может быть на вершинах духа, если опасаться: "А не "шумной ли ярмарки" просит моя душа? Нет, сейчас мы её затащим вон на ту горную вершину, и пусть себе сидит, медитирует, и ни о какой Девятой Малера или Прекрасной Деве Блока даже и думать не смеет..."