Вы вошли как Гость | Группа "Гости"

Страна, которая везде и нигде

Меню сайта
Форма входа
Новые книги
Новые книги
Новые книги
Новые книги
Новые книги

Главная » Файлы » Дневник Андрея Северского » Дневник Андрея Северского. Тетрадь 5

Поиск и обретенье
[ Скачать с сервера (251.0 Kb) ] 06.03.2024, 08:44

Уважаемый Гиперборей, видите ли, я не гурман, я не ищу новых "интересных" поэтов. Вот, скажем, Бродский: разве кто-то может его превзойти в жанре эстетической меланхолии, которая есть его главный внутренний предмет изображения? И если бы я прочел его в двадцать лет, то был бы очарован. Но я прочел его впервые в тридцать лет, когда стадия эстетической меланхолии была позади, и стихи Бродского, впечатляюще профессиональные, показались мне "сценическими", простите, но мне показалось, что он шикарный позер. Тем более, что рядом со мной был альтер эго Бродского, влюбленный в него без памяти, и скорее всего по аналогии я уловил это позерство, ставшее сутью характера и судьбы. Разумеется, здесь очень тонкие градации, это не то, что заметит эстетический взгляд. Я понимал, почему мой приятель наполнен до краев меланхолией: он не ощущал в душе Бога и причину своих депрессий искал вовне. Он говорил: я родился в этой поганой стране, у поганых родителей, в поганом городе, людей страны он воспринимал как стадо скота. (Разумеется, он не кричал об этом на улицах, да и со мной высказывался в отношении родителей под сурдннку, но вполне настойчиво и доказывая это действиями). А ведь он был еврей, как и Бродский, родившийся тоже не там, где хотел бы. Но не буду заострять, и так всё ясно. Скажи я моему приятелю, что он позер, он бы меня убил. Ведь речь идет о фундаментальных вещах, например о том, что как и Бродский он был пленен позерскими эпохами и позерским стилем, например древними римлянами. Большинство из нас не знают, какому "архетипическому" идолу они  подражают.

       Впрочем, я совсем не о том хотел сказать. Так вот, когда ты нашел поэта или поэтов, стоящих у истоков поэзии как таковой, то зачем тебе искать дальше? Это как гурманство по отношению к женщинам: зачем становиться рабом  воображения похоти, которая по природе ненасытима? То есть я пытаюсь чуть приоткрыть мой взгляд на восприятие поэтов. Разумеется, на любой внешний взгляд я заблуждаюсь, ибо всякий взгляд, нам чуждый, есть заблуждение. (Ту ведь есть еще и фундаментальный притин, о котором я постоянно напоминаю моим заочным собеседникам: человек, пребывающий в сфере эстетических красот, то есть в тумане эстетической меланхолии, никогда не поймет пристрастий и вкусов человека, вкушающего другой тип красоты, он всегда будет раздражен, чувствуя какое-то пограничье, ему тактильно непонятное. При этом я вовсе не хочу сказать, что какой-то тип ощущений надо презирать. Отнюдь. Просто-напросто эстетика как таковая агрессивна. Вот в чем дело).

       Но вот какую цитату из моей полной биографии Рильке (она только что наконец вышла) я дал в самом её финале:

           Ведь пенье, как ты учишь, не стремленье,

            не извещенье: наконец-то, мол, достиг!

            Бытийствованье – вот в чем Бога пенье.

            Но мы есмы – когда? когда архистратиг

 

            к бытийствованью нас Вселенную направит?

            Не есть ты, юноша, и даже когда страсть

            твой голос распахнет и милую восславит.

           

            Забудь влечение сменяемых красот.

            Это – течет. И в истине напева – иного выдоха и власть, и сласть.

            То дует в нас Ничто с божественных высот.

Это гениально глубоко и точно. Поэт обращается в богу Орфею. Обратите внимание на строчку: "Забудь влечение сменяемых красот".

 

 

 

 

Категория: Дневник Андрея Северского. Тетрадь 5 | Добавил: Бальдер
Просмотров: 85 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 4
2 Hyperborean  
С другой стороны, самоограничение может также стать палкой о двух концах, злостным видом самопотакания: мы можем начать верить, что совершаем что-то значительное, почти подвиг, а в действительности будем всё так же погружаться в самолюбование, давая пищу тщеславию и чувству собственной важности...

4 Бальдер  
0
Ну конечно, сидел Бодхидхарма перед стеной пещеры и злостно себе потакал, своей гордыне, кушая и пия по чуть-чуть.  Это уж из фантазий.  Нормальный, естественный, здоровый человек (ум, сознание) самоограничивает себя не умственным усилием и психопатическими припадками воли, а с радостным отданием себя дао-потоку. Над кем он может самовозвышаться? Над дураками, что ли? То, что мы, больная цивилизация, называем самоограничением, то для неискаженной психики и биовитальности есть нормальнейшее из нормальнейших состояний-процессов. Хуан Матус что ли занимался "самоограничением"? Ха-ха. Нормальные люди берут очень мало, но никогда не показывают этого. Но не показывают и того, что дают. Здесь нет поводов для гордыни. Перед кем? Перед Высшим в себе? Но Он видит тебя насквозь, и всякий театр изначально теряет смысл.

1 Hyperborean  
Уважаемый Бальдер, благодарю за развёрнутый ответ. Полностью согласен с Вами, что гурманство уводит с истинной дороги. Ориентир, по всей видимости, лежит в области интуиции и личных духовных наработок.
Но я также верю, что вестничество на Рильке не закончилось. Бог милостив, и продолжает посылать нам вестников постоянно, по большей части неизвестных, но иногда он делает для нас легче поиск пути к ним. "Влечение сменяемых красот" заставляет кружить вокруг да около, маня морковкой достижения истины, но никогда не приводя к ней. Другое дело, что уровень личной кармической зрелости может сделать даже чтение Евангелия или Бхагавад-Гиты эстетическим действом в духе наслаждения интеллектуальными парадоксами. Но то, что для одного - гурманство, для другого - этически-религиозный катарсис.

В чём я согласен с Вами абсолютно, так это в необходимости определённого вида аскетики и самоограничения в количестве общения с этими вестниками (и простофилями). Иногда, less is more...

В глубине огромной романской церкви
в полумраке
толпились туристы.
Свод зиял за сводом, насколько хватало глаз.
Дрожали редкие свечи.
Безликий ангел обнял меня
и наполнил своим шёпотом моё тело:
«Не стыдись того, что ты человек!
Гордись этим!
В глубине тебя открывается свод за сводом,
уходя в бесконечность.
Ты никогда не будешь окончен — иначе и быть не может».
Ослепший от слёз,
я очутился на площади, затопленной солнцем,
вместе с мистером и миссис Джоунз, господином Танакой
и синьорой Сабатини,
и в глубине каждого из них открывался свод за сводом,
уходя в бесконечность.

3 Бальдер  
0
Дело не в именах и персонах. Для меня тексты Рильке были поводом для дружбы с ним. И с Розановым я дружил и т.д. Некоторым для насыщения и спокойствия ума нужно что-то иное, может ничего. Дело вовсе не в именах и персонах, хотя с другой стороны "с кем поведешься, того и наберешься". Я вовсе не рекомендую вам (или кому-то) Рильке. Лучше дружить с абсолютно никому не известным лицом или птичкой. Мне лично тексты сами по себе неинтересны, хотя филологи и поэты просто помешаны именно на текстах. Ну и т.д. Рецептов ни от одной болезни не существует, и в то же время жизнь это форма болезни и умирания.

Имя *:
Email *:
Код *: