Пылинки в воздухе - 5
Г. Бенн в одном из ностальгических стихотворений с печальной горечью написал о нынешней Земле, что она состоит "из нигилизма и музыки". С немалой болью по поводу первой составляющей. Эпоха двадцатого и двадцать первого веков уже почти карикатурно нигилистична. Нигилизм в каждом атоме вещества и воздуха, в каждой нашей клеточке. Мы разрушители под видом созидателей. Нигилизм в самом составе художественности (разрушения, взрывы, преступления, монструозности, конвульсии эго, извращенность фантазии etc.). Все ждут и ищут нигилистического "витамина": и эксперты, и редакторы, и публика. Перманентная революционность есть скакание и подпрыгивание по (на) сущей поверхности.
Историческое знание? Отнюдь не обязательно. У человека с нормальным "вторым сердцем" (в правой стороне груди) сработает "инстинктивное знание" подобное нюху гончей, и он отвернется от земель, пышно взошедших красотой на чужой крови.
Я уверен, что у расистских преступлений нет срока давности. Здесь действует понятие родовой вины, которую признавал даже Юнг.
Мне скажут: люди-атомы новых поколений оторваны от прежней этики, оторваны на какие-то космические расстояния, их абсолютно не волнует, чем жили и чем страдали их деды и отцы, они готовы обниматься с реальными убийцами своих отцов и одновременно убивать своих матерей, такова их нынешняя этика. Увы, это так. "Порвалась связь времен". И тем не менее в реальности родовая вина существует и действует по духовным законам, корневым для космоса. Вырываясь из их власти, человеки-атомы вырываются из реальности в туманную взвесь своих нереальных измышлений-фантазий. Их нигилистическая свобода есть свобода миража. Ибо вне духа всё мираж.
Где-то прочел: "Антихрист как технология". Верно. Верно даже если читать наоборот: Технология есть антихрист.
Пресмыкательство перед маразмом, что это? Спуск в свой маразм.
Когда говорят: "он произвел на нас сразу потрясающее впечатление и заворожил своей речью, он несомненно человек выдающейся харизмы", то я понимаю, что скорее всего примерно так будут говорить об антихристе и анти-будде. Ни Будда, ни Иисус никого не завораживали, ибо были антиэстетиками. Точнее, их ощущение красоты и истины было иным, чем у прагматического мира.
Когда почти все стали американцами по строю своей психики, то о чем вообще говорить?
Рильке хорош даже несмотря на популярность "в узких кругах".
Есть подозрение, что человек создан для производства фермента духа, как пчела – мёда. В юности я этот фермент ощущал много где – у Джозефа Конрада, у Гамсуна, Боргена, Борхеса, Кортасара, Сэлинджера, Казакова, у Гогена, Саврасова, Нестерова, Дебюсси и Стравинского... Постепенно направление моего вкуса менялось, и я находил нечто там, где казалось бы не было особых прелестей, иногда даже там не было ничего, что бы интриговало и благоухало. То есть там как раз и росло и цвело, но не так как прежде. Там цвел другой цветок.
Чего добилась наша внутренняя политика? Раскормила донельзя воровской и ростовщический класс. Чего добилась наша дипломатия? Консолидировала Европу-и-Америку против нас. Сделала то, против чего предостерегал еще Тютчев: порознь являемая исконная ненависть западных стран России не страшна.
"Утомленные солнцем". Лжив весь контекст первой серии: перенос "чеховской" атмосферы "Механического пианино" на Совдепию конца 30-х годов: зажравшаяся декадансная "раскованность" бездельников и идиотов. Где он эту "туманную грезу" смог бы увидеть? Вероятно, эту иллюзию режиссеру навеяла память о суперблаженствах его уникального рода.
Одно только присутствие Тютчева в нашей культуре и в нашем "доме" отбрасывает за все пределы "доказательства западников" о "нищете нашего духа". Разве случайно Бродский терпеть его не мог и не любил Пушкина?
К своим шестидесяти годам Розанов смертельно устал. Устал думать, мыслить и записывать. Эта усталость может быть даже посильней усталости крестьянина.
На шикарных авто ездили только отъявленные негодяи да агенты НКВД. Вообще шик, любовь к шику – несмываемый знак.
Многообильные любовями люди на самом деле знают только вариации своей похоти. Вер - в и Кº. Потому-то они "легко выходят из игры".
У современной новой интеллигенции существует миф о неком абстрактном прикреплении к человеку духовности. Берем абстрактного человека-функционала, гуманитарно технологичного, вписанного в "форматы и тренды", и прикрепляем к нему технологически оформленную "духовность". Даже не смешно. Как раз "форматы" и есть мертвая зона. Духовная сфера (доступная человеку нашего времени) не может не вытекать из этики, которая в свою очередь стоит на отстранении технологизма. Этика исходит из мистики гармонии души и атмана.
|