Экхарт говорил в одной из проповедей, что блоха или вошь, увиденная тобою в Боге, выше и чище ангела.
Что это значит? Вероятно, это значит увидеть вошь или блоху взглядом внимательным, т. е любяще, с сочувствием: без чувства превосходства, с кротким внимание со-временника и со-космика. Это то, что умел делать (плохое слово, нет: что естественно было) для Розанова – увидеть-в-Боге даже самого падшего из людей, самого неудачливого и сбившегося с пути, самого несчастного из животных. Даже мелкие происшествия жизни, даже далекие от совершенства (по твоей и не по твоей вине) увидеть-в-Боге и, во благе страдая, возжелать им вечности, ибо они "подсвечены с той стороны". Даже неудачность (неудачливость) жизни или ее зигзагов постигать-в-Боге. Вот дар так дар (был дан ему). Шапка мономаха.
Но ведь розанова Бога мы видим, слышим и осязаем непрерывно: он – эссенция, эманация, распыленная в мироздании, он всепроникающий, "всеволшебный" дух, струящий нам свое благорасположение, свою симпатию, столь огромно-непрерывную и не требующую ничего взамен, столь неназойливую, что не назвать ее (внутри себя, вне свидетелей) любовью было бы отсутствием элементарного внимания. Мы осязаем Его в дожде и ручье, в ветре и тишине, слышим и созерцаем, он любяще трогает нас и благословляет ежесекундно, даже когда приходит пора загасить наш костерок. И самая боль, им причиняемая, есть прелюдия к тому, что нам неведомо.
|