Воображение на зло бесконечно. Воображение на добро ограничено нашим личным опытом.
Это одна из важнейших причин, почему внутренне "позитивное" кино и романистика не по зубам подавляющему числу "творцов". Чтобы описать (показать) переживания душевно чистых (то есть глубоких, с фантастическим объемом) и духовно состоятельных, духовно значительных персонажей, надо самому этот опыт иметь в качестве пережитого. Но в "позитиве" у большинства пишущих только опыт гедонизма, а это всё вариации опыта марсельчика и васеньки весловского. Ни духовная, ни этическая жизнь индивида игре воображения не поддается. Собственно, этический опыт почти неописуем, даже если пережит. Зато широко распахнуты ворота в царство зла, где воображение парит. И вот за этими воротами перед "художниками" открывается "море возможностей".
Ведь двумя этими мирами командуют Силы, принципиально по-разному видящие вселенную и место в ней человека. Да, человеку дано право выбора: или - или. Но еще Розанов сокрушался: "едва напишешь что-нибудь насмешливое, злое, разрушающее, убивающее, - как все люди жадно хватаются за книгу, статью...Но с какой бы любовью, от какого бы чистого сердца вы ни написали книгу или статью с положительным содержанием, - это лежит мертво..." Современные режиссеры и все иные "командиры искусств" усвоили это наблюдение вполне.
|