Вы вошли как Гость | Группа "Гости"

Страна, которая везде и нигде

Меню сайта
Форма входа
Новые книги
Новые книги
Новые книги
Новые книги
Новые книги
Рейтинг@Mail.ru

Главная » Файлы » Дневник Андрея Северского » Дневник Андрея Северского. Тетрадь 5

Зачем Ч - ву Сахалин?
[ Скачать с сервера (251.0 Kb) ] 27.11.2023, 11:40

Приведу одну из версий того, почему и зачем мог Чехов поехать на Сахалин. Однако начнем с модного философа.

«...Бердяев писал в своих воспоминаниях: "Я рано почувствовал разрыв с дворянским обществом, из которого вышел; мне всё в нем было не мило и слишком многое возмущало. Когда я поступил в университет, это у меня доходило до того, что я более всего любил общество евреев, так как имел, по крайней мере, гарантию, что они не дворяне и не родственники... (То есть, говоря простым языком, юного Бердяева "задолбала" "прогрессивная общественность" за его сплошь аристократическое происхождение и близость к царской семье. Пошла иная мода: презирать аристократию. - А.С.)  Я до такой степени терроризировал мою мать тем, чтобы она никогда не употребляла слова жид, что она даже не решалась говорить еврей и говорила "эзраелит". (Поразительно, что начинающий философ не чуял погибельности своих симпатий. - А.С.)

       Прошли годы, десятилетия. Бердяев умер в изгнании. Развеялось по миру и исчезло в лагерях русское дворянство. Бывшие обитатели местечкового захолустья стали великим народом России – самым образованным, самым культурным, самым влиятельным. Русские же оскотинились, превратились в свиней. Русская интеллигенция получила долгожданное моральное право на априорное отрицание и власти и самого русского государства. Она получила себе такое правительство и такой народ, которые в прошлом веке породила ее злобная фантазия. (Писалось в 1985 году. - А.С.)

       Чехов писал в письме к Суворину: "Из книг, которые я прочел и читаю, видно, что мы сгноили в тюрьмах миллионы людей, сгноили зря, без рассуждения, варварски; мы гоняли людей по холоду в кандалах десятки тысяч верст, заражали сифилисом, размножали преступников..."

       Как Чехов мог написать такую нелепость? "Видно из книг", – а почему не из действительности? "Сгноили в тюрьмах миллионы", – откуда такие бредовые цифры? И что значит "миллионы людей"? Что, просто хватали и швыряли в кутузки совершенно невинных граждан? "Сгноили зря", - это вообще двусмысленное выражение: что же, если "не зря", то значит можно? И что, так уж специально вот сифилисом заражали? Где? Когда?

       А вот хотелось Чехову, чтобы всё было именно так. И вот он тогда – скромный, добрый, прогрессивный – грохнул бы томом "Сахалина" по столу, да так, чтоб весь земной шар содрогнулся. Это уже вам не А.П.Чехов, сочинитель, а пророк, "совесть нации". Конечно, мечта, фантазия. И, добавим, мечта мелкая, меленькая, одним словом, "журналистская", "писательская". ("Миру провалиться, а мне об этом написать!") Но мечта. А Розанов писал: "Жизнь – раба мечты". В истории истинно реальны только мечты. Они живучи. Их ни кислотой, ни огнем не возьмешь. Они распространяются, плодятся, "овладевают воздухом", вползают из головы в голову. Перед этим цепким существованием как рассыпчаты каменные стены, железные башни, хорошее вооружение. Против мечты нет ни щита, ни копья. А факты – в вечном полинянии".

       Стилистическая фигура из чеховского письма – "мы сгноили в тюрьмах миллионы людей" – приобрела в контексте последующей истории России кровавый оттенок, оттенок буквальности. Да, вы сгноили миллионы...

       "Революция – символ разбитых надежд". Почему же, все сбылось, все получилось. Именно этого и хотели. Утопии сбываются. Как сказал Бердяев, самое страшное, что утопии сбываются.

       Ложь декабризма росла как на дрожжах. Чем больше говорили русские, чем больше получали свободы для словоговорения, тем больше и наглее лгали. Идея "народного благоденствия" приобретала все более абстрактный и высокопарный оттенок... по мере того, как страсти становились все грубее, реальнее и злобнее. До геркулесовых столпов это дошло в большевизме: абстрактные, наукообразные формы, купание в параграфах, циркулярах и протоколах, и звериное упорство в глазах: "Миру провалиться, а мне чаю пить!"...» Дм. Галковский.

              Да, полный мрак. Но почти совсем рядом – совсем иное: светлая грёза: «..."Славянофильства" (в смысле русском) как мировоззрения и не может появиться. Оно возможно в виде мудрого молчания. И это молчание уже НАВСЕГДА. О чем говорить после того, что произошло с Россией в нашем веке? Говорить можно всё что угодно. Не в этом центр.

       И знаете, России теперь будет страшно везти. И никто не догадается почему. Возник высочайший духовный центр, который будет всё спасать в нашей русской жизни, всё искуплять, устраивать. Кто-то будет молиться за Россию. Высокое молчание. Мудрое, сверхсознательное начало нации. Все же будут недоумевать: где же их ПРОГРАММА, где та "умная книжка", по которой живет Россия?..»

 

 

Категория: Дневник Андрея Северского. Тетрадь 5 | Добавил: Бальдер
Просмотров: 60 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: