Я сказал много слов, но можно объясниться гораздо короче и проще. Вот вчера был день Победы и пели много старых песен. Все обратили внимание, как бездушно они звучат в оригинально-современных аранжировках с подтанцовками, ужимками, драматизацией словесного сюжета и иными знаками артистического шика. Всё это усилия спеть "художественно" и "необычно". И всё это разрушало главное, уничтожалась задушевность. Происходило это неизбежно и зависело не от величины таланта певцов. Дело в том, что артистичность и задушевность никак не связаны, более того – антагонистичны. Вот почему путь, избранный Бродским, на мой взгляд, ложный для поэзии. Во всяком случае это не русский путь. Это путь красноречия, изощренности и артистичности. Всё вместе это гремучая смесь, уничтожающая задушевность напрочь.
Но если из поэзии изгнана душевность, то как она приблизится к духу? Поэтическая словесность – это торжество артистичности, просчитанности профессиональных приёмов, их изощренности, это установка на поток красноречия (овладения сознанием читателя, гипнотизация). Это сфера производства артефактов, это промышленность. Здесь в ходу восторги: ах. ка артистично, как красиво, как интересно!!! То есть душа убита или не родилась. А чаще производится то, что Мардов называл псевдо-душой.
|