На первый естественный взгляд (как сейчас помню) Булгаков осуществлял свою "абсолютную свободу": свободу глумления над "порядком вещей", который был в свою очередь глумлением над естественным состоянием "природного человека". Глумление над глумлением – устраивает ли оно меня? Нет.
Воланд со свитой? Это всё та же европейско-американская банда в "туземной" стране, в северной Америке или во Вьетнаме, в Ираке или в Сирии. Доминанта материально-воинственной силы против безоружного и естественного человека (бездарен он или нет, сие не важно, ибо не людьми решаемо). Обаяние "пришельцев" для писателя и подруги – в их противоестественности, в "преднамеренной вооруженности".
В той силе, что уничтожила толтеков в древней Мексике. Можно ли было изначальным дао-насельникам осуществить свободу в условиях того тотального террора? Оказалось, что можно: толтеки ушли в невидимое для европейских воландов измерение: в сферу расширенного и углубленного сознания, в его безграничные просторы. Так перуанец Кастанеда стал величайшим поэтом ("объективным", а не субъективным) двадцатого столетия.
Я отвергаю радость глумления (отвергаю не "я": моя природа). С. детских лет я наблюдал то там, то здесь глумящихся, и эта их радость мне всегда была отвратительна. Двадцатый век, перешедший в следующий, – эпоха эстетики глумления. Тупой созерцатель её не заметит – настолько она порой изощрена и встроена то в функциональность, то в "музыку". Впрочем, нужна ли особая проницательность, чтобы увидеть глумливый характер практически всех действий во всех жанрах искусства от оперы и балета до выворачивания наизнанку личной жизни перед телекамерой. Сама "сердцевина" современного неочеловека стала глумлением. Но разве он это замечает? Впрочем, кто как. Разве Пелевин не сознавал глумливой основы и стиля, скажем, своего романа "Тайные виды на гору Фудзи"? Да ведь даже его "Чапаев и Пустота" проистек из глумления, хотя еще и, если можно так сказать, наивно-осторожного...
Есть несколько сюжетов о нем на ю-тубе. Оказывается, тоже уехал в связи с вой..."СВО". Вынужденно. 89 лет. Ребенку его 4-5 лет (как так, кстати?) Очень молодая жена (бывшая студентка) - вьетнамка или китаянка.
Да... Каждый человек уже All-inclusive (не только русский или китаец, грек,...).
Прошу прощения, что вмешиваюсь в музыкальное обозрение. Этот концерт Моцарта можно послушать в интернет (Радио Орфей) в исполнении М. Воскресенского (рубрика все концерты В. А. Моцарта в цикле М. Воскресенского). Если необязательно чтоб это был Баренбойм.
(Моцарт - олицетворение гениальности в музыке. А "любимый композитор" - это уже другой угол зрения).
Если Тавров в своей последней прижизненно вышедшей книге "Внутреннее солнце" искренне признался на своем примере и примере нескольких городских сумасшедших, что мы не управляем своими мыслями, не являемся из хозяевами, и мало их вообще способны контролировать, то вопрос "А что мешало, чтобы предсказанное в священных текстах не сбылось?!" вероятно автоматически отпадает. Поэтому только состояние растерянного удивления перед целым миром дает человеку свободу, "только над бездной можно пить чай с вареньем". И вот вероятно эта бездна-свобода актуализируется у Розанова - так, у Пелевина - гототанием, у Бродского фиксацией минуты, а у Чехова усмешкой в бородку и в пенсне.
"Бездна-свобода" – это неплохо, но едва ли бездна-свобода Розанова имеет общий корень с бедной-свободой Пелевина, где переживание подменено интеллектуалистическим "парением". На основе стратегемы еще не пущенного вразнос ("в народ") очередного "сакрального сюжета" (дешевая, нараспашку, распродажа старинных сундуков, что само по себе кощунство, Генон тут прав, и многие из нас, увы, приложили к этому руку) можно сочинить роман и не один. И что? В основе его мысль. Но разве у Розанова мысли? О нет: экзистенциальные (каюсь за ветхий термин) переживания ( в чем-то подобные "религиозным образам" Тарковского). У абстрактных людей (у людей-функционалов, скажу ересь: даже у художников-функционалов) за всю жизнь может и не случиться ни одного переживания, "сдирающего с тебя кожу". В то же время у любого человека всегда поток мыслей. Ибо их хозяин – интеллект, враг "медитации". Да, мыслями своими мы не управляем, равно как мы не управляем ничем; но переживания, о коих речь, нам не навязываемы извне из царства Воланда-Титина, они рождаются как раз вопреки "потоку мыслей". Не быть вовлекаемым в функции даже тогда, когда просто сидишь в одиночестве, скажем в скверике возле чудного памятника Лермонтову близ Большой Молчановки. Это непросто, п.ч пыль функциональности развеяна в воздухе. Видите ли, если я ощущаю "вселенную" как могучий котел эстетических (а ля Аполлон-Дионис-Ницше) кипений, тогда все бездны-свободы уравнены. Если же я ощущаю "космос" в духе знаменитого афоризма "касаясь человеческого тела, я касаюсь Неба", тогда слово "свобода" подлежит внимательному изучению (отнюдь не научному конечно). Всё это, разумеется, в рамках моей неизбежной ошибочности. Человек ошибочен; это его фундаментальный модус.
Насколько же в ситуации общей деградации ценна эстетика истинного (та, которая может быть как и внешне "некрасива", так и прекрасна вне зависимости от наших оценок). Сегодня послушал в исполнении Баренбойма очень редкий, почти никогда не исполняемый ранний фортепианный концерт Моцарта No. 2 си бемоль мажор, К.39, написанный им ещё ребёнком на темы других композиторов. Красота главной темы второй части лишает способности описать это словами. Здесь и ослепительная красота, и близость к Источнику сущего. Какое счастливое совпадение!
Попробую отыскать. Моцарт именно таков, как вы его описываете. Тут тайна уровня, еще одно доказательство иерархичности "вселенной". Иерархия постижения-переживания смысла и сути "свободы".
Случайно набрёл на YouTube-канал небезызвестного т. Понасенкова. Рассмешило название - "Канал здравого смысла". Посмотрел 15 минут. Было бы точнее назвать "Канал велиаровой омрачённости"...