Вы вошли как Гость | Группа "Гости"

Страна, которая везде и нигде

Меню сайта
Форма входа
Новые книги
Новые книги
Новые книги

Главная » Файлы » Дневник Андрея Северского » Дневник Андрея Северского. Тетрадь 6

Лев и Овен
[ Скачать с сервера (251.0 Kb) ] 09.09.2024, 14:50

И еще один сюжет для Гиперборея.

Когда я работал главным редактором издательства "Урал", у меня среди прочих был любопытный автор, принесший как-то рукопись биографии Лермонтова, где-то между документом и беллетристикой. Рукопись была скорее черновая, и потому мы с ним много ее обсуждали. Вот очерковый фрагмент одного из наших разговоров.

       Я: – С той ли стороны, с того ли боку мы смотрим на феномен байронизма? В чем суть, в чем причина неуклонно возраставшей омраченности Лермонтова, в чем причина его беснований, доходящих до пародийного уровня (до комического - по определению Аполлона Григорьева)? С того ли боку мы смотри на дендизм и на отрешенно-романтический стиль у Байрона? Основа – позволю себе, уважаемый Исай Георгиевич, прямоту – и у того, и у другого одна, и она проста и незамысловата. Байрон много раз признается в дневниках и в письмах в скуке и ипохондрии, не имеющих никаких внешних причин. День прошел без конфликтов, вполне приятный день, но вечером, оставаясь один, он вдруг чувствует натиск черной пустоты. Или просыпается ночью с необъяснимой тяжестью на сердце, с ощущением абсолютной бессмысленности всего. Его коснулось мировое Ничто. Это чувство отравляло все его радости. Жизнь "сама по себе" как естественно-витальный процесс для него тягостна и скучна, обременительна. Почему? - спрашиваю я. Вероятно, потому, что он не чувствует в "клеточном составе" жизни бытийного, т.е. духовного аромата, ибо понимает духовность в терминах черной магии. А раз скучна и тягостна, то надо бороться, интенсифицируя все процессы, гиперболизируя и укрупняя, нагромождая приключение на приключение. Давя "скуку жизни" искусственными, извне идущими фейерверками. Когда случился этот надлом естественной магии – неизвестно, но он однажды случился, как случается с громадным большинством людей. Как случился и с Лермонтовым.

       И вот вместо того, чтобы вернуться к "потерянному раю", поэт пускается в погоню за приключениями во всех доступны ему сферах. Разврат, лошади, стрельба, спорт, карты, скольжения в свете, яркие знакомства, путешествия, связи со знаменитостями и красавицами, шумные "хулиганские" проделки, поиск участия в войнах: то за освобождение итальянцев, то греков. И ни малейшего движения борьбы за своё освобождение из плена скуки и ипохондрии, ни малейшей попытки всерьез понять причину и исток тоски, меланхолии и чувства полной истраченности. Лермонтов прошел тот же путь, только вкратце и не в таких масштабах: несоразмерность наследственного аристократизма и богатства. И еще: его путь – гротеск на Байрона; зло, которому осознанно служил Лермонтов, было мелочным и нарушающим самые насущные правила порядочности; ложь и навет нередко были его инструментом в интригах. То, что он проделывал с Сушковой или с сестрой Мартынова, как говорится не лезет ни в какие ворота. И еще: Байрон пытался с оружием (и с деньгами) в руках помогать порабощенным грекам и итальянцам; Лермонтов же помогал Петербургу закабалять кавказцев, устраивая набеги на мирные аулы, рубя и закалывая чеченцев на их собственной земле, а затем сжигая их селенья, превращая их в пепел и руины. Получая за это поощрения и "славу". Он тоже боролся со скукой и меланхолией. А еще доказывая себе и окружающим, какой он доблестный и смелый и как он славно джигитует и владеет саблей. Ужасно. И "Валерик" его ужасен.

       Так вот, уважаемый Исай Георгиевич, суть-то проста: естественное и незамысловатое течение жизни не было блаженством ни для Байрона, ни для Лермонтова. А для Жуковского и Пушкина, например, было. И для А.К. Толстого, и для Заболоцкого... Такова суть чань, если уж нужны этикетки. Зрелая монада именно такова: добро и дух натекают в человеке изнутри тишайшего бытийного процесса, укрытого в плерому мифа, в отсутствии овнешненной оценки, комментирования, анализа, то есть претенциозности и цинизма.  Жизнь мифична, она есть сказка, мистерия. И вот одни её принимают, а другие оценивают и комментируют. Авель её принимал, Каин оценивал и возмущался вослед своему учителю Люциферу.

       Вот почему никакого просветления достичь невозможно. Никому и никогда. И пути Байрона и Лермонтова шли в затемнение. Они упустили миг своего причастия, а потом отправились не в путешествие возврата и покаяния, а в странствие угождения своему эго, которое ненасытимо по природе. И эго непременно съедает изначальную монаду.

       Бытие, будучи "само по себе" блаженно-сакральным и данное нам в качестве таинства вслушивания на тему "кто я?", не могло не мстить Байрону и Лермонтову за предательство, ибо они ведь извергли из себя "Рай" (он прост, тих и безсловен, не двойствен), пойдя в этом смысле за великим диалектиком Люцифером. Впрочем, "мстить" едва ли верное слово. Заходя в тупики тоски и мрака и прямого желания смерти, наши поэты в сущности были не так далеки от идеи возврата. Тоска, уныние, тяжесть, чувство тупика и бессмысленности жизни с припадками ярости и злобы, ничем не мотивированными, – всё это сигналы, посылаемые из центра покинутого Рая. Человек съедает в какой-то момент плод с запретного древа. Чтобы стать всезнающим и высше экспертным. Такова ставка, таков соблазн. И трагикомедия сегодняшнего дня в том, что из тупика пытаются выйти с помощью... познания.  Свет выключен обращением к рациональному (вразрез к трансцендентальному, интуитивному) познанию. Выключен свет "райского Сада" и включен свет Познавания лицюферианско-интеллектуального. Не забавно ли: искать предмет с помощью прибора, делающего предмет невидимым и нереальным? Выключи свет познавания, войди в священную Тьму! Стань божественно невежественным! Вот каковы Гималаи требуемого мужества, отваги и дерзости. Это тебе не саблей махать или обалтывать красивых девушек...

– Ну уж, ну уж, Андрей Николаевич! Так ли уж Байрон и Лермонтов устремлялись к тайнам  "ларца сущего"?

– А то нет?  А то не мечтали моделировать свою судьбу в качестве "высших существ", красуясь на белом скакуне посреди восхищенной вселенской толпы? Чего стóит одна только жажда исключительного, поразительного, грандиозного, небывалого. Разве это не душевный кич?

– А как же счастье?

– Так я о нем и говорю. Уже я счастлив в самый миг касанья: в тишайший миг касанья взором, ухом, языком, ноздрями, кожей, мыслью и тайными рецепторами души. Вот счастье – быть и большего не жаждать.

– Выходит что-то вроде овоща, не так ли?

– Ну назовите этак, овощ – тот же бог, там мир громадный, вспомните подсолнухово поле где-нибудь в донской (или даосской) степи или кактусовые жилища у Кастанеды. Каждое растение – вселенная ничуть не меньше нашей. И вы напрасно видите пространство Заратустры только в мозге человека и его страстях, которые ведь тоже все - из мозга.

– Люцифер отправил нас в сторону нашего могущества, в сторону штурма тайн бытия вместо счастливого прозябания в том, что уже есть. Он отправил нас на штурм того, чего еще нет, но что мы должны обрести.

– Но что же это?

– Это и есть тайна, и мы ее можем постичь, раскрыть великий секрет и в этом познании обрести счастье неслыханное, обретя могущество.

– Исай Георгиевич, и вы не шутите? Так ведь эта тайна уже давно раскрыта. Её раскрыл Вас.Вас. Розанов. Его книга так и называется – "Тайна", а по первому названию - "Лев и Овен". Прочтите и если вам станет легче, если вы станете после этого счастливее – дай бог. Но боюсь, вы не согласитесь с разгадкой автора. В том-то и штука, что "раскрыть великий секрет" невозможно.  Каждый ключик от ларца будет объявляться фальшивым и в итоге будет великая свара отгадчиков. Зуд претендентов на роль Заратустры. Ад воли-к-власти. Amen.

            Преходящее непреходяще.

            Умершее бессмертно.

            Пережитое неисследимо.

            Сотворенное неисчезновенно.

Счастье бытия, счастье быть приравнивается к рабству, а рабствование у интеллекта – к свободе. Доминанта словесных аргументаций загонят человека в тюрьму софистических фокусов. Путь знания или путь чая?

       Со времен Адама и Евы и их изгнания – две позиции их потомства: приятия условий Божьих и неприятие, протест. Суть протеста сформулировал Каин у Байрона: согрешила моя мать, а я-то тут причем? Жизнь и творчество Байрона, Лермонтова – протест. У Пушкина – приятие.  Пушкин - Авель. Чаадаев, Герцен, декабристы, Ленин и Кº – каины Это деление извечно. Рационально-логически протест Каина (за спиной которого Люцифер) справедлив, но мистически-бытийно он глуп. Спор твари с творцом несоразмерен, у этих "инстанций" нет и не может быть общего языка. Божье решение - тайна, и она не человечьего ума. Но для какого-то иного органа познания. Обрёл ли ты этот óрган?        

       P.S. Всё это здесь очерково-огрубленно, наверное, мы говорили короче, проще, без обиняков и потому точнее. Мне хотелось окончательно сбить его с набивших оскомину панегирических тонов, дабы он разгадывал истинную тайну Лермонтова: откуда у этого сверхомраченного, эгоистичного и злого человека такие чистые религиозные стихи: по крайней мере два десятка.

      

      

Категория: Дневник Андрея Северского. Тетрадь 6 | Добавил: Бальдер
Просмотров: 45 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: