Шри Раджниш, основавший дзэнскую колонию в Америке (что стало для него источником множества бед), как-то отвечал на вопрос колонистов, почему он запретил мясоедение. Ответ удивительно изящен. "Причина всецело эстетическая. Конечно, можно есть мясо и стать просветленным, такие случаи бывали. Но кушать своих братьев, сестер, отцов и матерей ужасно некрасиво..." Вот и я, когда меня иногда спрашивают, почему я не одобряю любопытства к чужим этносам и нациям, все эти патетические переезды и переселения, "изучения" индийского "сакрального материала", все эти восторженные перепродажи восточной и невосточной экзотики, отвечаю, что причина тому всецело эстетическая. Логически и юридически здесь всё в порядке: все ныне вольны как птицы, и наслаждения путешествий и странствий равны иным наслажденьям. Но заглядывать в окна и замочные скважины чужих родов и домов, поселяться на чужом готовеньком, быть любопытствующим соглядатаем, подсматривать и фотографировать, шпионить за чужим счастьем и чужими бедами – всё это некрасиво и даже более того, ибо здесь скрыта некая существенная червоточина. Люди исшпионились уже до последних степеней. Рад был бы ошибаться. Без дистанцирования невозможны уважительные взаимоотношения. Потеря дистанции приводит к всеобщей вульгарности, если не к худшему. Без чувства неприкосновенности и недоступности чужому любопытству невозможна внутренняя целостность. И последнее: нельзя торговать своим достоянием, как бы красиво ни называли эту торговлю.
Вот я и впал в грех: стал находить мотивы, хотя мотив-то на самом деле один: всецело эстетический.
|