После Коляда-театра, где весь в красном Чацкий (в шляпке) изображен слабоумным трансвеститом с утрированной походочкой под Майкла Джексона, а дом Фамусовых – пристанищем свиных рыл из самого затхлого и межеумочного ночного притона, рыл, крутящих задами в наклон от нас и выражающихся сальными обольгиваниями текста Грибоедова и всё это под похабнейшие ритмы с гнусными текстами по-английски, – после всего этого вертепа до изумления хамского моя спутница сказала: "Откуда у них эта ненависть к своему? Коляда – он что, англичанин или хотя бы еврей? Вероятно, хохол как и Гоголь, то есть русский. Вспомни, как в Питере мы смотрели в маленьком театрике постановку по сэлинджеровскому рассказику про Эсму и солдатика. Да, по-любительски, но с какой любовью и пиететом к Сэлинджеру. Почему? Разве рассказик не дает простора для глумления над персонажами? Еще сколько дает. Почему же явлено трогательное уважение? Боюсь, потому, что персонажи - американцы. Благоговеем. А вот своё надо непременно обкакать, изгадить... Почему? Плебеи? Разумеется. Но ведь они просто не знают, что такое любить. Не умеют. Они умеют только насмехаться, глумиться и гадить.
– Вероятно, это и есть те самые души, омертвевшие. Но ведь ты справедливо говорила, что у этого театрика прекрасная пресса и аншлаги. Но что же это за существа, прости Господи, гогочущие над родителями, которых они оклеветали и хрястнули в грязную яму.
Да ведь еще В.В.Розанов всё это описал (в чем собственно и кошмар). В "Опавших листьях": «У нас нет совсем мечты своей родины. И на голом месте выросла космополитическая мечтательность.
У греков есть она. Была у римлян. У евреев есть. У француза – “chére France”, у англичан – “Старая Англия”. У немцев – “наш старый Фриц”. Только у прошедшего русскую гимназию и университет – “проклятая Россия”.
Как же удивляться, что всякий русский с 16-лет пристаёт к партии “ниспровержения государственного строя”. Щедрин смеялся над этим. “Девочка 16-ти лет задумала сокрушение государственного строя. Хи-хи-хи! Го-го-го!” Но ведь Перовская почти 16-ти лет командовала 1-м марта. Да и сатирик отлично всё это знал. – “Почитав у вас об отечестве, десятилетний полезет на стену”.
У нас слово “отечество” узнаётся одновременно со словом “проклятие”. Посмотрите названия журналов: “Тарантул”, “Оса”. Целое издательство – “Скорпион”. Ещё какое-то среднеазиатское насекомое (был журнал). “Шиповник”. И все “жалят” Россию. “Как бы и куда бы ей запустить яда”. Дивиться ли, что она взбесилась…»
Наблюдений такого рода рассыпано у Розанова множество по всем его «мимолётностям», «листьям», по статьям.
«Не есть ли исток “русской революции” в том едком, кислотном чувстве, в том ежедневном раздражении, какое мы испытываем, какое испытывает русский человек, глядя на всё вокруг, глядя на “наши русские дела”, и по преимуществу на наши “распоряжения сверху”…» (1913).
Сколь это, увы, узнаваемо и сегодня, в первой четверти XXI века! Так в самом деле, продвинулись ли мы в нашем внутреннем национально-ментальном веществе? О, великая стагнация? Нет же, мы продвинулись: мы осознали неизбежность диффузии русского человека во «всемирную цивилизацию». Ведь, в сущности, он, «передовой человек», этого и жаждал. А разве же не этого? Рассосёт нас потихоньку мир, и останется лишь место на карте…
«Да, если вы станете, захлёбываясь в восторге, цитировать на каждом шагу гнусные типы и прибауточки Щедрина и ругать каждого служащего человека на Руси, в родине, – да и всей ей предрекать провал и проклятие на каждом месте и в каждом часе, то вас назовут “идеалистом-писателем”, который пишет “кровью сердца и соком нервов”… <… >
– Если ты не изменник родине, - то какой же после этого ты русский? И если ты не влюблён в Финляндию, в “черту” и Польшу, – то какой же ты вообще человек?
Что делать в этом бедламе, как не… скрестив руки – смотреть и ждать» (1913).
Глубина российского нигилизма была столь всеохватна, что «в собственных детях иногда я вижу ненавидение отечества. Да и как иначе? – вся школа сюда прёт…»
Так изменилось ли что-то по существу в ментальном ландшафте нашего "воспитывающего народ" класса? Не есть ли это всё тот же самый мнящий о себе болванчик, плотно сбитый и с черной дыркой в левой передней части груди?
А с другой стороны, почему мы надеемся на перемены к лучшему в ментальном состоянии общества? С какого боку это могло бы произойти, если деградируют все страны и все этносы, если весь титаник погружается...
Дугин и устно, и письменно верует в будто бы происходящее победное"возрождение России". Но какой России? России Богрова и Богровых, от которых бегала и пряталась, как от кошки мышь, семья Столыпина? Или Россия Джугашвили? Россия, сплошь изрисованная американским языком? И как может возродиться к естественной почвенной жизни страна в мире, где население почти с ликованием приняло окуклиную жизнь полного отрыва от почвы-земли и от всяких естественных реальностей, где отцифрованность человека, абсолютная его запертость в электронику завершается? Природно-естественное стало для населения всего мира декорацией, не более.
Да и кто у нас решится жить по-даосски, то есть уединиться в своей "деревне"? (Мы ведь даже не северные корейцы). Для этого надо обладать гигантской силой и благородством духа, быть в реальной связи с реальным внутренним космосом. Мы же стали почти бесконечно суетны и без помочей "общения со всем миром" не протянем и недели. Мы часть протезной цивилизации. Мы разучились ходить ногами. И у нас и ум стал протезным. Представляю, что бы сказал о нас Чжуан-цзы, взгляни он на нас одним глазком.
Наступила эпоха свободы "ушедших в Лес".
|