Вы вошли как Гость | Группа "Гости"

Страна, которая везде и нигде

Меню сайта
Форма входа
Новые книги
Новые книги
Новые книги

Главная » Файлы » Дневник Андрея Северского » Дневник Андрея Северского. Тетрадь 6

Промышленность красоты
[ Скачать с сервера (61.7 Kb) ] 16.11.2024, 13:57

Много было говорено о неизбежности полного ухода пушкинской традиции. Её, мол, заменил Бродский и Айги и их последователи. Но Бродский – омраченный (в центре, а не по окраинам), а сущность пушкинской музы – просветленность. Это не вопрос техники и «приёмов».

       В то же время творчество Самойлова покрывает 60-е, 70-е и 80- годы. Это словно бы Пушкин, попавший в новое время. Сравнение это ничуть не цветистость: клеточный состав поэзии Самойлова бесподобно «моцартианский». И сегодня его стихи свежи и не только питательны, но «бальзамны», целительны.

       Следовательно, дело вовсе не в том, что будто бы (как нас уверяют ученые филологи) необратимо износилась сама техника стиха, а в чем-то ином, имеющем касательство к ментальному извращению «стиховой промышленности».

       Новое «западное» время поставило на промышленные рельсы вс ё без исключения: в том числе создание эталонов красоты и эталонов «поэтичности». Вот в этом и корень уничтожения пушкинской традиции и создания множественных приемов насаждения омраченного сознания. Что значит «насаждать»? Это значит хвалить всё, откуда идет энергия беснования и замутнений, омраченных самодемонстраций (мрачное веселье) и похотей, их «красоты». Голливуд, нпр., создал целую промышленность с эстетикой убийств, насилий и патологий. В буквальном смысле в мире сегодня торжествует красота «нового типа»: красота насилий, мрака, ужаса, извращенностей, убийств, мести, беспричинной жестокости  etc. Даже в рекламе (!) эта эстетика преобладает – в ритмах, жестикуляциях и символике.

       Чем пытался спастись Бродский от мрака, застилавшего и пожиравшего его сознание? Игрой в интеллектуализм и эстетикой. Он стал мастером. Вообще же в слове «мастер» много иронии. «Мастер и Маргарита»: «и» здесь означает равенство, то есть мастерство приравнивается к энергиям ведьменски-блядско-вампирического типа. Мастеров было уже предостаточно, не правда ли? Как и "раскованных" магдалин.

Категория: Дневник Андрея Северского. Тетрадь 6 | Добавил: Бальдер
Просмотров: 66 | Загрузок: 7 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Hyperborean  
Возможно, ключевое отличие Самойлова от "промышленных" поэтов в том, что он пишет не "для", а "из". Из состояния непосредственности и подлинности, которые сложно подделать или воспроизвести технологически.

Эта промышленная эстетика действительно заменила "музу" на "мастера". "Мастерство" нынче ценится выше, чем искренность, но это мастерство часто оказывается лишённым той внутренней глубины, что делает искусство вечным. Бродский, при всей своей гениальности, был частью этой игры — эстетика стала для него инструментом борьбы с внутренним мраком, но не лекарством. Это, возможно, и есть трагедия современного искусства: попытка спастись от беснования через его же эстетизацию.

Современность превратила красоту в товар, а её первородную функцию — исцелять и вдохновлять — свела на нет. Но вот в стихах Самойлова, как и в музыке Моцарта, сохраняется память о той красоте, которая выше времени и рынка. Не эта ли красота, в конечном счёте, спасёт нас?

Имя *:
Email *:
Код *: