В индийских Тантрах говорится, что существует тонкий звук (нада) со светом внутри. Так вот – этот свет, говорит Тантра, и есть тело Шивы. Каково? Как же могут западные дуболомы понимать природу индийских богов? Этот «тонкий звук» - божествен, и еще более – свет внутри него. Ты сам должен обладать божественным слухом и зрением, чтобы удостоиться присутствия, то есть понимания в восточном смысле этого слова.
Наверное, именно "нада" так притягивает меня в музыке Мортона Фелдмана. Когда он кропотливо и тщательно исследует время, пространство и тишину, в его текучести и тончайших изменениях "нада" манифестирует себя не как концепция, а как опыт и ощущение. У Фелдмана тишина занимает центральное место. Она не является паузой или отсутствием звука, но пространством, которое наполняется звучащими вибрациями. А его произведения длительностью в несколько часов (String Quartet II, Triadic Memories), требуют от слушателя полной погружённости в "здесь и сейчас". Мягкие, почти незаметные динамики (pianissimo) и длинные затухания, создают звуковые поля, которые требуют острого "внутреннего слуха". Такие звуковые эксперименты напоминают тончайшие вибрации нады, которые, согласно тантре, могут быть услышаны только в состоянии глубокой сосредоточенности.
Фелдман писал не ради выражения себя или своих эмоций, а чтобы создать пространство для слушателя. Нада не объясняется, а переживается. Фелдман считал звуки "цветами" или "мазками", которые не рассказывают, а создают пространство для созерцания. Звуки становятся светящимися точками в звуковом пространстве, которые дают нам шанс удостоиться присутствия.