Вот это и важно понять-уловить внутренней мембраной: если вы хотите быть уверенными в себе (в этом "профанном", контролируемом "велиаром" измерении), в себе и в "завтрашнем дне" и если вы достигли этой уверенности, – значит вы примкнули к партии Воланда и стали частью порхающей весельем нежити.
Посмотрите, какая страшная вещь происходит в романе Булгакова. Мир пуст: сплошные пародии на людей ("мертвые души") и нежить (вечножители). (Писатель и его подружка не в счет: это статисты-прилипалы: таких неизбежно прикатывает к Силе). "Сверхчеловека" Воланда (экая Силища!) одолевает чудовищная скука бессмертья, остальные персонажи - рядовые негодяи без душ, манекены. И тем не менее большинство людей читает роман "с удовольствием". Разве это не ужас? Что же доставляет столь явное удовольствие? Цинизм нежити, абсолют нигилизма? Созерцание "мертвых душ"? Или сверху-вниз авторская ирония, переходящая в издевательский смех и хихиканье, выдающие наслаждение автора своим остроумием и своим словесным талантом? Не наслаждается ли читатель цинизмом предполагать себя презрительно-гогочущим и возвышающимся над всем этим "материалом"?
Но не то же ли самое и в спектакле Коляда-театра.
|