Мышление, думание, по Хайдеггеру, есть форма поэзии, это своего рода сочинение стихов вне образов. Он имеет в виду, конечно, изначальное мышление, данное человеку в Начале. Он словно бы призывает вернуться в эту изначальность (im An-fang = в у-лов) мышления как в форму обыденно-поэтического жительствования, отрекшись от логоцентричного чиновного мышления спекулятивной эпохи, которая нас замуровала, вырвала из простора, из жизни под «открытым небом».
Есть подозрение, что наш изначальный логос, нам дарованный как часть нашей сущности, был поэтическим в корневом смысле иератики. Человек был замышлен поэтом, и сам Бог – поэт, по образу которого (поэтическому) он был создан. Но сочинять стихи, музыку, картины и т.д. было не нужно: сам атом восприятий человека, гармонировавший с его мышлением, был поэтическим, не прагматичным, не утилитарным, не познавательным, не сциентистским.
В сущности, даже не самые древние книги подтверждают эту версию. Вспомним «настоящего человека» у Чжуан-цзы, предки которого еще помнили этих людей.
Сам стиль мышления (подчеркну вновь: сама клетка мышления, сам этой клетки атом), сам ритм мышления был поэтическим, то есть проникнутым иератикой, абсолютной Связью. (Bezug`ом − по Рильке). Не было касты поэтов и касты жрецов, все были поэтами и жрецами – по сути, не по форме.
Возникает вопрос, существуют ли ныне поэты. Их единицы и вероятно даже не в каждом поколении они рождаются. То есть то, чем занимаются сегодня большинство поэтов, это не поэзия? Вероятно, да. Сам атом мышления извращен. И все сферы деятельности оторваны от первосущности человека. Или иначе: атом мышления нынешнего человека антипоэтический, но он «создает красоту» из словесных гирлянд. Поэзия (в разных жанрах) становится украшением, своего рода макияжем.
|