Вот три мои (двадцатилетней давности) стихотворения о музыке.
***
Осознавал ли Моцарт сам себя?
И кто воистину способен тело видеть,
забравшись в глубину его такую?
О, как я в нем бессмысленно токую,
на языках на смертных всё толкую,
бессмертно не ропща и не любя!
Смотрел ли Моцарт из своей твердыни?
И видел ли себя из чиста поля?
И кем тогда себе он представлялся?
Дух музыки иль смех ему являлся?
Иль смерч с его чернотами пустыми?
И мчался он прыжками холостыми
в бездонность, подгоняемый пожаром,
и жля в его судьбу вонзалась жалом.
Как одинок был вопль фагота в стыни!
Кто может осознать себя из плоти,
из звука странной нети, скрытой в ноте?
***
Себя вдруг ощутить –
какая странность цели.
Возможно ль это –
Баху Бахом быть?
Что знаем мы о баховых мученьях?
О том, внутри чего он ощущал себя
и чувствовал себя ручьем или потоком?
Или простым растеньицем в тени?
Или бессменным пахарем на пашне.
Крестьянином неисследимо нищим,
столь благодарным полю и холму,
причастным невидúмому пространству,
с которым ощущает он единство,
невыразимое, пожалуй, даже в звуках.
И вновь и вновь он ищет связь с потоком,
который пролегает мимо жизни.
Как смерть тиха сквозь смерч сияний лютых.
Как бездыханна плоть морщин органных!
***
Как в глубине такой, как баховы отроги,
он оставался бренным человеком?
О, жанр тоски, одной сплошной дороги,
где сны волчат питают звездным млеком.
В гигантских натисках звучащих линий
как мог он сохранять вальяжность жестов,
всей поступи сохранность, взгляд свой синий,
ласкающий ближайшую окрестность?
Он в клетке каждой организма, в боли
летучей, как порхающий голландец,
выслушивал потоки вышней воли:
органный гул то был иль беглый агнец?
|