Да, корень музыки вне сомнения трансцендентен. Рильке именно об этом говорил с Магдой фон Г.: музыка – не от нас и не к нам. Вот даже так: не к нам – она общение богов, случайно залетающая искрами к нам. Вполне понимать ее мы не можем, ибо она по краям нашей отрешенности. Похожее говорит у Тарковского сталкер: музыка – чистый дар нам, людям, откуда-то из Неземного.
Здесь очень важно вот что: корень музыки сверхчувствен. Вот граница и разграничитель истинно-музыкального и лже-музыкального. А если точнее: музыки как трансценденции и музыки сугубо человеческого происхождения.
Когда Тарковский вошёл в своё Предсмертье, то слушал почти исключительно Баха.
Сроки фазы Предсмертья крайне различны. Иногда она начинается в пятнадцать лет. (Лермонтов).
По музыке Баха хорошо видно, что корни этики уходят в трансценденцию.
Всё придуманное человеком – ложно, всё истинное дано во вспышке Начала, которое нас и питает потаённо, и подпитывает из тысяч невидимых (замутненным зрением) родников и сияний.
|