Запад – творец непрерывной неустойчивости и устремленности к разрушениям в силу своей фундаментальной обезбоженности, – мысль Тютчева в трактате «Россия и Запад».
«Чистейший продукт» цивилизации Запада в последние три века, пишет Тютчев, есть одна-единственная гложущая её революционная мысль. «Мысль эта такова: человек, в конечном счете, зависит только от себя самого как в управлении своим разумом, так и в управлении своей волей. Всякая власть исходит от человека; всё, провозглашающее себя выше человека, – либо иллюзия, либо обман. Словом, это апофеоз человеческого я в самом буквальном смысле слова…» Но таково же кредо и любой революционной школы, замечает Тютчев. И добавляет: «Но разве, серьезно говоря, общество Запада, цивилизация Запада имеет иное кредо?..» Это было написано в 1849 году. Что тут еще понимать в причинах и истоках 1917 года.
Еще пара любопытных пассажей из трактата. «Западные люди, судящие о России, – это нечто вроде китайцев, судящих о Европе, или, скорее, греков, судящих о Риме… Что еще больше вводит их в заблуждение, так это западная колония образованных русских, которая вторит им их же голосом. Насмешка эха.
Запад, до сих пор видящий в России только материальный фактор, материальную силу. Для него Россия – это следствие без причины. То есть, будучи идеалистами, они не замечают идеи. Ученые и философы, они в своих исторических воззрениях упустили целую половину европейского мира…»
Что изменилось? Да ничего.
Или совсем злободневное: «Наполеон – это исполненная серьезности пародия на Карла Великого… Не имея сознания своего права, он всегда играл роль, и именно эта примесь чего-то суетного лишает его всякого величия…»
Сегодня мы можем посмотреть на всё это еще более жестко после всех иных, много более вульгарных «наполеоновских» опытов.
|