Вы вошли как Гость | Группа "Гости"

Страна, которая везде и нигде

Меню сайта
Форма входа
Новые книги
Новые книги
Новые книги

Главная » Файлы » Дневник Андрея Северского » Дневник Андрея Северского. Тетрадь 7

Пирожки с начинкой
[ Скачать с сервера (61.7 Kb) ] 14.04.2025, 09:46

Когда поэт (композитор) пишет для конкретных читателей (слушателей), он перестает быть для меня поэтом и превращается в изготовителя пирожков с начинкой. Имена называть бессмысленно, поскольку это почти вся поэзия 20 и 21 веков, исключая тридцать-сорок малоизвестных авторов, а из известных Арс. Тарковский и равные ему немногие, равные по безразличию к мнениям читателей и критиков. Таким был Рильке после своих 24 лет.

       Но и всё искусство таково. Помню, как мне нравился один рассказчик, а потом начинающий романист. И вот, уловив аромат успеха, он вместо романов стал выпекать пирожки с начинкой. Помню, как, отплевываясь, дочел до середины это его «активное» изделие и выбросил в урну. Это было написано для курв и около-трансгендеров с толстыми кошельками, позволяющими каждодневно вылетать хоть на Марс, ибо любознательность их была еще в активе. С тех пор он выпекает по два романа в год, имея бешеный успех и тиражи.

       Но трогательно другое: поэты с огромным почтением относятся к своей пирожковой сущности, полагая это решающим признаком профессионализма. Хотя и придумано словечко «симулякр», но оно абсолютно никого не остановило на пути тотального цинизма, который именуется «эстетической деятельностью».

       «Ну как же? Ведь мы обслуживаем друг друга. Вы мне это, я вам то. Что же здесь плохого?..» М-да. И Платон был прав, и Генон был прав.  Поэты должны быть за пределами государства. Но истинные поэты так и живут. Тело-то, понятно, при кесаре, но есть ведь и не кесарево вещество и пространство.

       Забавно и вот что: у истинного поэта не может быть успеха. Успех может быть только у тех, кто выпекает пирожки с начинкой. Вот они-то и стоят в первых рядах хрестоматий и антологий. Успех – это ведь аплодисменты. Но чтобы получить аплодисменты, надо на них ориентироваться: рационально-просчитано или интуитивно-зверино. А рейтинги устанавливают именно по степеням успешности. Так прохиндеи становятся ориентирами для новых поколений «творцов».

       Истинные поэты вообще не публикуют своих стихов, равно и своих сонат-симфоний.

 

 

Категория: Дневник Андрея Северского. Тетрадь 7 | Добавил: Бальдер
Просмотров: 26 | Загрузок: 5 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 Hyperborean  
Действительно, то, что когда-то называлось искусством, утратило свою священную функцию, превратившись в нечто разрушительное, лишённое возвышенной целеустремленности. Века стремительно менялись, и теперь мы видим, как искусство, наполненное миазмами человеческих амбиций и пороков, утратило свою глубину. Шуберт, Лермонтов, Шопен - они жили на границе, где всё ещё было ощущение меры, где присутствовала тонкая линия между искренним творчеством и его внешней оболочкой. А вот теперь художник, как Вы говорите, стал не просто передатчиком эмоций, но и агрессором, метая патроны в зрителей и выстреливая смыслами, не заботясь о том, что останется после. Искусство стало терроризмом не потому, что оно стало насилием в прямом смысле, а потому что оно стало бороться не за красоту, а за власть над восприятием.

И всё же, мне кажется, что здесь скрывается парадокс. Мы часто видим в современном искусстве только разрушение и насилие, не замечая, что это может быть не столько результат утраты красоты, сколько её отчаянное стремление уйти, скрыться. Может быть, буря 20 века - это не столько конец истинной красоты, сколько её попытка ускользнуть от нас, уйти в тень, потому что мы больше не способны воспринимать её в том виде, в каком она существовала раньше. Мы боимся, что прекрасное исчезло, и, возможно, это отчаяние и вызывает в нас стремление утверждать, что его больше нет, потому что мы не знаем, как найти его в этом мире.

Тем не менее, даже в этом мире, полном фальшивых образов и симулякров, можно найти уголки, где настоящая красота не превращается в товар и не становится частью коммерческой игры. Она не заключена в витринах, не зависит от популярности или успеха. Она скрыта в том, как вещи существуют вне времени и внешней оценки - в тихих, простых актах, которые не требуют ни одобрения, ни признания, но остаются важными сами по себе.

1 Hyperborean  
В таком случае, истинных поэтов можно узнать только после их смерти, когда душеприказчики разбирают их хлам? А Шуберт не был истинным поэтом, поскольку страстно желал быть исполненным, но не имел для этого финансовых средств?

2 Бальдер  
0
Но ведь я пишу (о чем много уже говорил прежде) о ситуации в 20,21 веках, когда резко поменялась ментальность западных землян, и искусство стало террористическим. В эпоху Шуберта, Лермонтова, Шопена, Иванова, Саврасова, даже Гогена и Куинджи отношения между художником и обществом были абсолютно другие. В 20 веке художник выходил на улицу и начинал стрелять боевыми патронами в прохожих (манифест Дали), Маяковский не скрывал, что действует в поэзии как революционер, т.е. бандит. Все его стихи - это террор. Вне эстрады Евтушенко и вся эта эстрада зачахли бы в одночасье. Всё в нашем веке стоит на терроре. И художники внесли в это мощнейшую лепту.
    Вам кажется, что я преувеличил, гиперболизировал ситуацию, а я убавил её реальные черты демонического сарказма, п.ч. веду дневник не вполне "для себя". Мои записи "только для себя" могут быть присвоены только какому-нибудь персонажу романа; тогда они смогли бы  восприниматься не как "параноидальный бред", а как "краски для образа". Но разговор напрямую сегодня? Люди слишком высокого о себе мнения, чтобы заподозрить своё пребывание в столь печально громадном симулякре. Я всего лишь дал название яда, а дозированность его в продуктах эпохи самая разная. 
       Литература нашего 19 века остается оазисом чистоты. Искусством никогда не занимались ангелы, это понятно. Но до 20 века существовала мера, чувство меры и такта (мера и такт категории столь же эстетические, сколь и этические). Внезапное полное уничтожение этики заметил один из первых Швейцер. Он написал об этом целую книгу, но так и не понял причин внезапного "крушения культуры". Количество артефактов невероятно увеличилось, что уже было грозным сигналом. "Прекрасное редко". Но когда это было произнесено, под словом "прекрасное" понималось совсем не то, что сегодня.

Имя *:
Email *:
Код *: