В больших книгах Хайдеггера не так просто увидеть и ощутить его поэтическое перо, однако иные его короткие эссе – чуть ли не стихотворения в прозе. Вот хоть «Просёлок». (1949 г. – Хайдеггеру 60 лет). Начинается с медлительной оды старинному парку и живой его растительности, уходящей в детские воспоминания, перетекающие в нынешние созерцания. Он долго общается со старым дубом, который знал еще его отца. «Простота несложного сберегает внутри себя в ее истине загадку всего великого и непреходящего. Незваная, простота вдруг входит в людей и, однако, нуждается в том, чтобы вызревать и цвести долго. В неприметности постоянно одного и того же простота таит свое благословение. А широта всего, что выросло и вызрело в своем пребывании возле проселочной дороги, подает мир. В немотствовании ее речей, как говорит Экхарт, старинный мастер в чтении и жизни, Бог впервые становится Богом».
И далее: «Однако зов проселка, утешающий и увещевающий, слышится лишь до тех пор, пока живы люди, которые родились и дышали его воздухом, которые могут слышать его. Эти люди послушествуют своему истоку, но не рабствуют махинациям. Если человек не подчинился ладу зову, исходящего от проселочной дороги, он напрасно тщится наладить порядок на земно шаре, планомерно рассчитывая и считая. Велика опасность, что в наши дни люди глухи к речам проселка. Шум и грохот аппаратов полонили их слух, и они едва ли не признают его гласом божиим. Так человек рассеивается и лишается путей. Когда человек рассеивается, односложность простоты начинает казаться ему однообразной. Однообразие утомляет. Недовольным всюду мерещится отсутствие разнообразия. Простота упорхнула. Ее сокровенная сила иссякла. Вероятно, быстро уменьшается число тех, кому еще доступна простота – благоприобретенное достояние. Однако эти немногие – останутся; и так везде. Питаясь кроткой мощью проселочной дороги, они перестоят силы атомной энергии…»
|