Кто-то написал мне, что, разочаровавшись к обществе, Швейцер все же действовал внутри него. Как же, мол, так? А что же тут странного? Родив себя в духе, став независимым от воздействий общества, Швейцер далее уже пытался сам на него воздействовать, ибо верил в возможность горстки героев духа-одиночек внести в общество некий духовный огнь, достаточно мощный. Он сохранял эту наивную веру, ибо был человеком по рождению западным, где утопизм в мышлении был силен.
Но ведь и монах в монастыре может быть коррумпирован обществом, может быть всецело внутренне зависимым об "человечества", просто занимая нишу, отведенную этим велиаровым миропорядком. А какой-нибудь на вид и по внешним формам светский человек - быть существом огромных молитвенных энергий, спасительных для многих душ, не ведающих о существовании такого лица.
Тарковский писал о Робере Брессоне с восхищением: Общество совершенно не влияло на Брессона, это он влиял на общество!
|