Недавно я получил письмо от постоянного своего читателя. «... Меня заинтересовал один момент в вашей книге "В Изборске ночь", где вы разделяете чань и дзэн... То есть я заметил, что вы предпочитаете "чань" термину "дзэн". Не могли бы вы объяснить, когда по вашему мнению учение дзэн было извращено (как вы мельком пишете) и каким образом? Случилось ли это в момент перехода этой философии из Китая в Японию или это произошло позже? А ведь есть ещё корейский дзэн, называемый по-корейски "сон". По какой причине китайский чань смог удержать дух, но дзэн не смог и в чём на данный момент различие между чань и дзэн? Я ничего не смог найти по этой теме. Буду очень благодарен, если вы смогли бы прояснить это для меня. А. Л.»
Я попытался ответить по столь щепетильному поводу, хотя мой ответ, конечно же, совершенно не научный и ничуть не объективный, а скорее, как я говорю в таких случаях, экзистенциальный, то есть скорее иррационально-спонтанный, чем логический или какой иной. Этот ответ я поместил в рубрику "Новости публикаций" этого сайта.
|