Когда-то (условный уровень – Ветхий Завет) чувство Бога было именно чувством: чувством его живого присутствия и оформлялось в сознании как "страх-и-трепет" (ремень в руках Отца был действенным воспитательным средством), а в пантеистическом сознании как благоговение. (Что весьма близко друг другу). То были серьезные, суровые и взаимоответственные отношения. Диалогическое напряжение, когда иной раз прорывались молнии. Затем явился "гуманизм" и превратил Бога в абстракцию иконы: доброго, вселюбящего дедушку с одной стороны, а с другой несчастного его сына, отданного на эксперимент заклания. И поскольку чувственная связь пресеклась, явилась "вера в Бога". Ничего делать не надо, просто верь и ходи в церковь. За тебя уже всё сделали. Помню как-то на северо-западе Руси я забрел в православный монастырь, большой и ухоженный и попросился пожить с недельку. Мне сказали: иди в настоятелю. Пришел. Он стоял большой и величественный и хмуро задал мне два вопроса. Первый: веришь ли ты в то, что наш Бог Христос был распят в Иерусалиме, а на третий день воскрес?
Вера определилась как бездушный, интеллектуальный акт. Либо насильственно волевой. Потому легко исчезает. Живое чувство умерло. Связь как ответственность испарилась. Да, мол, с утра я верил в эту историю, батюшка, а вот на данный момент как-то не верится, ибо сотня вопросов сразу встает... "Пошел вон, негодяй!"
Нынешняя бурно внедряемая попытка определить Бога посредством слова "любовь" лукава, выспрення, патетична. Уже даже православные богословы говорят с кафедр: нет греха, Бог любит вас всяких, а кроме того он в такой трансцендентальной дали, что наши грехи ему были бы смешны. Вы слышите: нет греха! То есть Богу безразлично всё, что мы делаем. Разве это не ужас – само это предположение?! Это же отрицание самого его существования. Ну где-то там есть Высшая Сила, бесконечно равнодушная к нам и что? Зачем же богословы это говорят? А чтобы сказать следующее, якобы понятное нынешней прагматичной и духовно убогой толпе: гадости, которые мы совершаем, это не грехи, а наши болезни, их надо лечить; Бог врач и когда вы ходите в храм на причастие, то лечитесь. Какое ужасное лукавство! Оказывается, когда ты убиваешь, насилуешь, грабишь, клевещешь, предаешь, то ты всего лишь болен, а значит ни в чем не виновен; напротив, ты нуждаешься в сочувствии и усиленной помощи общества. Вот он, маразм, в западной философии называемый "всё для блага эмпирического человека!"
Между тем есть великое старинное поименование феномена присутствия Бога в человеке, простое и ясное, не зависящее ни от интеллекта, ни от воли: совесть. Почему же Бог плавно и одновременно внезапно исчез из реального человеческого измерения? Потому что убили совесть, вырвали ее с корнем, вытравили тысячами ядов. Никакого абстрактного Бога не существует, тем более невозможно убить Высшую вселенскую силу. Но Бога-в-себе, совесть, убить вполне человеку доступно. Что он и сделал. А нового Бога никто для человека не изготовит. В этом суть Конца, в который мы въехали, обуянные Жадностью. Без бога-в-себе мы букашки, грязный оползень, движущийся с грохотом внутри мусорной свалки Конца Света. Да, света, а не мира; мир еще долго будет ползти во мраке.
|