Почему Европа (и штаты как её отросток) постоянно воевала, откуда эта страсть к убийству, совершенно неведомая и русскому (корневому) человеку, и индийцу (ахимса)? Почему немцы еще даже в пору моей юности вели себя в Москве, на моё восприятие и на восприятие моих друзей, вульгарно и нагловато? А ведь они с помощью других европейцев совсем недавно (по тому времени) убили 20 миллионов наших мирных жителей. Разве это воины? Скоты, конечно. Страна поэтов и философов? Но лучшие поэты немецкого языка презирали (не стану подбирать более тонких и точных глаголов) Германию. Гёльдерлин, Рильке, Целан... Из этой же когорты австриец Тракль, неизменно называвший нынешний род Запада падшим и растленным, а сам избравший для себя абсолютно маргинальный путь "отшельника-чужеземца". Первый считал свою душу греческой, вторые двое считали себя русскими поэтами, именно в силу этого коренного противостояния. Великий германский философ Хайдеггер? Но он уже в средине своего творческого пути подверг полной критике и отвержению путь западноевропейской метафизики, а в конце пути уже вполне осознавал, что пришел в истине чань. Его любимыми поэтами были все четверо названные. И кстати, сомневаясь, что европейцы его понимают и поймут (то есть трактуют его ложно), он заявил однажды, что поймут его вполне лет этак через триста в России. Почему в России? Моя догадка проста. Русский человек, как я уже не раз отмечал, обладает объемной душой, я называю её условно двухкамерной (что и делает его жизнь столь сложной и отнюдь не резвящейся), благодаря этому он может уникальным образом чувствовать и европейский логос, и логос восточный. Гармонически (но не значит, что не трагически) умея сочетать эту весьма странную пару в тайном синтезе. Но в сущности к этому же синтезу двух логосов двигался всю жизнь мыслитель Хайдеггер.
Однако к началу: отчего же эта страсть к убийству бушует в груди европейца уже две тысячи лет? Разумеется, из чувства неудовлетворенности (из импотенции, дна которой не увидеть). Длительно неудовлетворенного человека начинает душить злоба. Откуда эта неудовлетворенность, ведь они катались всегда как сыр в масле, Европа к тому же это склад прекрасных вещей, дорогих и стойких, территория чудной природы. Откуда? Секрет не так уж упрятан. Есть закон: ориентация на материальное приводит хомо сапиенса к неизбежной неудовлетворенности; тотальная материализованность сознания источает в кровь яд каждую секунду. Природа душевной, психической и общементальной удовлетворенности лежит в совершенно другой сфере: в сфере внутренней сориентированности на совершенно иное, что европейцам известно только как информационный, головной субстрат.
Казалось бы, чего тут понимать: удовлетворенность душе дает не количество и качество вещей и не количество "порядка" и развлечений. И даже не власть над ближним. Отдай Россия немцам и англичанам все свои пространства, а сама улети на альфа центавру, получи они всё золото вселенной и все иные космические материальные блага, - это ни на йоту не уменьшит той злобы, которая бушует у них в груди и которую они тщательно скрывают, придумывая для нее "благородные" мотивы. Но всё это, увы, за пределами понимания европейцев, если для них высшее проявление просветленности – Ницше.
Чего же удивляться, если представитель страны-убийцы на страницах германской газеты называет убийцей главу славянского мира.
++++++
Человек, заболевший тотальной материализацией сознания, впадает в агрессивный раж, с одной стороны, дабы самообманно объявить себя спасителем какого-либо идеала, а с другой стороны, он неосознанно надеется этой оргией убийств и насилий очистить себя от той мутной каши, в которой он бултыхается, изображая счастье. Нечто в нем словно бы надеется взорваться и стать другим. Страшнейшая из девиаций: жажда карать и исправлять этносы: безумие в чистом виде, вне каких-либо метафор. То есть вопиющая глупость, ставшая безумием.
Оформленность европейцев (чувство формы, страсть к красивым вещам), которую так восхвалял Мамардашвили, стала как раз тем материальным пленом, в котором потонули все попытки движения не в тональности гордыни. Шикарный статут бесконечно смешон для человека Востока. Никакого статута у Дао нет. Напрасно бежать с граблями или корзинами за трансформациями сущего.
|