Что означают все эти нόнешние переселения комфортабельных наших русских (с квартирами и домами сразу в нескольких странах)? Какую-нибудь жгучую тоску? Да нет, конечно, всё это переселения из одной тюрьмы в другую. Вот в этой тюрьме климат помягче, в этой надзиратели не лезут тебе в душу, а в этой харчи побогаче. А в этой вообще свобода почти, то есть нет до тебя никому дела. Но беда в том, что мало кто осознает, что он именно переезжает из тюрьмы в тюрьму, которой является его сознание. Оно выстроено как тюрьма. И чем более уютную и комфортабельную тюрьму-страну наш герой наконец находит, тем меньше у него шансов, что он выберется на свободу, ибо в жесткой-то (лучше бы жесточайшей) системе координат он, может быть, еще бы догадался, что быть заключенным есть его сущность, его личная и персональная, что он зэк по структурному состоянию души на данный момент. А в комфорте для тела и психики он окончательно будет затянут в омут беспробудного мрака.
В этом смысле снова возвращаюсь к воображаемой персоне Коли К. и похожих по типу странствования. Да, Индия тюрьма экзотическая и модная. И вот мой знакомый Лёня З. тоже был склонен ликующе благодарить Господа за наслаждение "ходить босиком" по земле Индии. Конечно, всё это в текстах интернета, то есть (на мой взгляд) не приватно, но напоказ, может даже на зазыв, на лайки и пр. (Как говорится "романтика вкупе с прагматикой"). Ликование и благодарение. Но Бог-то не благодарил Лёню З., ибо Бог-то ведь направил душу Лёни в Россию. Лёня же посчитал, что Бог ошибся (хо!) и что его место в Индии. Ошиблись и родители, назвав сына Леонидом Павловичем, а он снова нырнул в детство. Не замечать внутреннего конфликта, но лелеять и углублять его – привычка нашего времени. Чем сильнее прижимался Лёня к внешней Индии со всей её поистине бездонной экзотикой, тем мощнее отторгала его Индия внутренняя, синхронная внутренней России и его, Лёни, собственной сокровенной Отчей стране, стране громадно трудной дороги. И эта страна свободы – везде и нигде.
Наивность, повторюсь, в том, что разрешение внутреннего конфликта (конфликта между "я" и Другим, между субъектом и объектом) начинают искать во внешней сфере, в сфере внешних перемен. В этом юмористичность современного комфортабельного странничества.
|