Спиноза писал, что не следует ждать от Бога ответной любви. Любовь-к-Богу подлинна и продуктивна только вне ожиданий ответа. (Безответность любви как проверка ее подлинности). Рильке был такого же мнения. Я всецело на стороне Спинозы и Рильке. Между тем наши православные священники и богословы начали вдруг денно и нощно внушать пастве, что Бог только тем и занят, что посылает всем и каждому лучи и эманации любви. (Да, у них как-то ловко получается: то он непрестанная любовь, а то он в трансцендентальной дали). Но ведь даже в сугубо человеческой сфере торговля любовью говорит от отсутствии любви; подлинно любящий никогда не потребует ответного чувства. Любовь самоценна и самоотверженна. А нынешние проповеди православных батюшек очень напоминают католическую традицию "сладчайшего Иисуса" и любовных с ним объятий. Либо капиталистическую сделку.
Мне вспоминаются здесь почему-то требования наших пресыщенных комфортами интеллигентов, чтобы Россия их любила; а раз, мол, она меня плохо любит и недостаточно лелеет, то она мне не мать и пошла к чёрту, сука, буду её поливать грязью, а любить другие страны и земли, те что побогаче и пошикарней, где от меня ничего не требуют, никаких жертв. Но разве "джентльмен" (скажем так) любит родину в обмен на её любовь к нему? Разве в этом случае что-то от любви вообще остается? Природа любви жертвенна, это существеннейший её параметр, это её габитус и гештальт, её зерно и цимес, но нашим высокоинтеллектуальным олухам этого уже не вспомнить. Глобализм для того и выдуман, чтобы начисто искоренить возможность хтонической любви. Предав родину, невозможно любить весь земной шар, все страны подряд: произойдет неизбежная фундаментальная деградация самой сущности человека. Это как любить всех женщин; всем понятно, из какого это источника и чем кончается.
|