Вернувшись домой, перед сном снял с полки книги современных философов, которых открыл для себя в последнее десятилетие. Перечитываю подчеркнутое тремя штрихами, красным и синим. А.Койре: «Крушение космоса представляется мне наиболее глубокой революцией, какую только испытал и пережил человеческий разум со времени построения космоса греками. Эта революция настолько глубока и настолько чревата своими последствиями, что человечество – за очень редким исключением, одним из которых был Паскаль – в течение столетий не поняло ее весомости и значения; которая даже сейчас полностью частью неверно оценивается и неверно понимается...» Идея бесконечного универсума без центра убила космос как живой организм. «Универсум превращается, пользуясь гесиодовской терминологией, в оскопленный космос: безжизненный и бесплодный», – продолжает мысль Койре А.Павленко. Оскопленный космос, – совершенно верно развивает дальше это наблюдение Владимир Мартынов, – влечет за собой оскопленный музыкальный звук. А я добавлю: и поэтический образ, и ритм и краску, и всё прочее. «Метафизическая природа звука перестает восприниматься, и звук превращается в исключительно физическое, чувственно воспринимаемое явление». Перестав быть космосоцентричным, звук становится средством выражения "внутреннего мира человека". Фокус как раз в том и состоит, что «для того, чтобы сделаться вместилищем субъективного переживания, музыкальный звук должен стать метафизически пустым. Он должен перестать быть строительной единицей космоса и проводником космического порядка – другими словами, он должен быть оскоплён».
Нам запретили воспринимать сущее (бытие) как космос, навязав доктрину сущего как истории, "исторического прогресса", где строительство культуры стало важнейшим делом в рамках нескончаемого эстетического фашизма, то есть разрушения остатков космоцентричной интуиции в душах и в сердцах. Это уже добавляю я.
|