Понять наших людей можно. Пушкину в споре с Чаадаевым было чем гордиться. Даже еще Хлебникову было чем гордиться, ибо он верил в великую трансформацию наследия девятнадцатого века. А чем гордиться нам? Тем, что Россия в ХХ веке впала в полный позор и в разложение? Все элиты жаждали революции, т.е. убийства страны, и передали власть на блюдечке с голубой каёмочкой шайке бандитов. И с какой ненавистью всё было уничтожено, все имена, вся топонимика. Города и улицы были названы именами кровавых палачей или безумных прожектёров. Чем занималась страна? Копалась и возилась во всё углублявшемся котловане Платонова. Косноязычный бред смёл остатки культуры. Чем гордиться? Нелепыми полетами в "космос"? Атомной бомбой? Тем, что бандиты-захватчики защищались от Гитлера живыми телами людей, ибо так было дешевле? Тем, что геноцид русских так никогда и не был назван? Тем, что никто за него не повинился? Тем, что даже вернуть городам и улицам страны русские названия не нашлось характера и воли? Тем, что не нашли другого героя 90-х кроме Ельцина, выстроив ему "мавзолеи" по всей стране? Что, Россия не дала с 1956 года ни одной великой души, ни одного махатмы? Чем гордиться? Нечем. Это надо признать. И посмотреть на дело с другой стороны. Неким божьим промыслом русскому народу была дана стезя немыслимых страданий, немыслимых унижений и неуюта. Элиты методично предавали и предают народ. Пришлые люди цепко проникли в властные структуры, унижающие народ, чуть-чуть не уселся в кремле Березовский, а потом Ходорковский. Так в чем смысл этих более чем вековых страданий и колоссальной смуты в душах? Нет ответа. Ответ может быть только в измерении христианства или буддизма. Там страдание, его полнота обретают великий смысл как путь прозревания, выхода из обморока души и выпрямления ума.
Две несвободы сошлись в страшном поединке. От пути сближения с западной культурой русские элиты начала ХХ века отказались. Сущность русского пути они проворонили, ибо сидели на двух стульях. Их дух и воля впали в коллапс. Нужна ли естественно религиозному индивиду светская культура? Да, но в очень скромную меру. Ему бы хотелось, чтобы государство было почти незаметным, работающим скромно и тихо, а не громыхающим и рыкающим. Поощряющим бедных и бедность и прижимающим к ногтю всякого, кто жаждет или пытается разбогатеть, то есть устремляется ко лжи и убийству. В таком государстве будет жива душа человеческая, а корни воровства и убийства будут пресекаться в самой основе, на зачаточной стадии. И не нужны будут ни полиция, ни тюрьмы.
И когда наш человек попадал на беспроблемный Запад, у него возникало ощущение, что он в раю. Воздушный столб переставал давить. Вероятно, это главная причина "бегства на Запад", тем более, что феномен "двойного сознания" был характернейшей чертой советской эпохи, сами бандиты (считавшие себя интеллигентами) щеголяли этой двойственностью, двусмысленностью, "религиозностью наизнанку" (чертой велиара). Без "двойного сознания" невозможно было выжить ни порабощенным, ни поработителям. Но, к счастью, бóльшая часть простых людей, живших ручным трудом, сохраняла душу, пребывавшую в осознании всей глобальности катастрофы. Тупым оставался как раз "интеллигент", зависший в пустоте, но не понимавший этого. Ибо он не был уже русским. Он уже был пришлыми людьми переделан, переработан, обструган и отшлифован.
Так что по сравнению с колоссальным диссонансом, которым стала Россия сама для себя, совершенно запутавшаяся в целях и смыслах, гнилостные черты Запада воспринимались нашими людьми как детские болезни, как баловство и пикантное полухулиганство чересчур сытого общества. Сто лет России без России утомили даже тех, кто обладал немыслимым терпением.
Однако человек с чуткими ноздрями (вероятно такие люди есть) не может не видеть и не чувствовать идущего армагеддона как некоего неотвратимого и от людей не зависящего космического уровня процесса. Но это абсолютно иной взгляд и иное понимание всего столетия. И здесь не найтись словам.
|