Оскорбительная для русского уха фраза Малларме: "Стихи, мой дорогой, делаются не из чувств, а из слов". Была она ситуативно-точечной, сказанной живописцу, полезшему в поэты, но её абсолютизировали и превратили в целый манифест.
Разумеется, стихи состоят не из чувств и не из слов, а импульсом имеют нечто совсем иное. Ведь и настоящая живопись, поэзия живописи состоит не из красок или чувств, а из того безумия, которое является человеку, когда истинная, тысячекратная сила цвета инсайтом врывается в него. Ремеслом живописца, познающего законы соположения красок, перспективы и т.п., овладевают тысячи, искусство творят единицы.
Однако наше время в целом трактует поэзию как сугубо материальную науку формообразования. Вот священник Стефан Красовицкий, немалый авторитет среди поэтов, восславляет "искусство объективной гармонии": «В искусстве объективной гармонии чувства, образы подчиняются законам материала, основанным на гармонии (в поэзии, напр., гл. обр. эти законы диктуются гармоническим расположением звуков, расстояниями внутри и между звуками)». Всё это он говорит для того, чтобы назвать "искусство самовыражения" чем-то вполне иллюзорным. Иллюзорно, я полагаю, всё кроме Реальности нашей тщеты. Иллюзорен сам человек, ибо разукоренен. Но хочет того Красовицкий или нет, но он, протестуя против назойливого яческого психологизма в искусстве, славит искусство наработанных эстетических приёмов, словно бы эти приёмы заложила сама природа в её гармоническом стоянии вне человека.
|