Почему часть (и весьма значимая) русских людей с таким олимпийским спокойствием относилась (и относится) к эстетической неухоженности русских просторов, городов, деревень и жилищ? (И уж тем более к чьему-то материальному достатку или роскоши). Потому что русский почвенный, т.е. архетипический человек знает (не умом, а всей своей священной требухой) о временности своего здесь пребывания, и его глубинное внимание, вся скрытая мощь этого внимания направлена на совсем иное, о чем он болтать не будет. (И о чем его дневной ум, может быть, и не знает). Вот почему эстетическая помпезность и самоуверенность Запада культурному русскому (устойчивому в мировой культуре, где вечные, вертикальные доминанты, разумеется, упрятаны в восточной почве) всегда казалась и кажется вызывающей сожаление подростковой игрой. Да, в конце концов, еще Достоевский заметил, что Европа это музей, к которому реальный западный обыватель имеет такое же отношение, какое современный грек имеет к древнему греку. Значительная часть градостроительных шедевров Европы это памятники человеческому тщеславию, и соответственно в этом суть их реальной энергетики. Вот почему созерцание их не полезно для душевного здоровья. Особенно для душ юных.
Великая истина Или-Или никем еще не отменялась.
|