Регресс, конечно, не движение назад, ибо движение назад невозможно; мы все неизбежно сдвигаемы вперед. Но с каким внутренними ориентирами мы движемся туда? Теория прогресса задает лживую матрицу сознания, утверждающего, что, якобы, лишь научно-технический прогресс есть разрешение и поощрение движения вперед, иначе, мол, будет вечная пробуксовка в настоящем. И далее вторая лживая теза, обожествляющая само это научно-техническое "движение вперед". Мол, научно-технический прогресс спущен с неба, ибо он неотвратим: "научную мысль ее остановишь". Но её множество раз именно-таки останавливали в отдаленные времена и эпохи: сознательно перекрывали запретами этот самоубийственный путь. Регресс в контексте такого рода дискуссии есть символическое указание на опыт духовно сбалансированных сообществ прошлого, к которому следовало бы обратиться, похерив пубертатного уровня легенду о механическом превосходстве настоящего над прошлым.
Истинная революция, то есть в духе, есть процесс очень медленного накапливания, дающего естественность (даоцентричность) трансформаций, зафиксированных еще в "Книге перемен". Самая эта медлительность, кажущаяся повторяемость и дает благословенную возможность быть внимательным в данности, к здешности нездешнего, к структуре бытия. В то время как заманивание сознания новизмами поверхностных свержений и назначений, абсолютно внешними сюжетами сбивает земного насельника с толку, бессовестно и бесплодно высасывая из него энергию.
|