По поводу недавней реплики поэта и лингвиста Валерия Ланина (в фейсбуке). Он дал вполне остроумную сравнительную триаду: «Хайдеггер "Бытие и время" 1927, Сартр "Бытие и ничто" 1943, Ланин "Время небытия" 2018». Ему начали пенять: мол, всем известно, что небытие и время – антагонизм, в небытии, мол, нет времени.
Однако мы уже в небытии. Мы в его греховном времени. Но грех наш не того типа, что, дескать, я украла мужа у Анюты, грех наш онтологический, именно-таки бытийный. Мы проскочили оазис бытия, набрав бешеную скорость, отдавшись инфернальной воле машин (машинного в нас завистничества), соблазнивших нас много чем, но прежде всего дав пищу нашей омерзительной жадности. Бытие же свершается в ритмах не быстрее лошадиного бега. И вот мы поглощены небытием, рассуждая о мышлении по поводу небытия, о мышлении философов и мистиков. Сколько бы мы ни мечтали, нам не тронуть ни одной струнки бытия, не коснуться ни единой его прядки. Наш грех самый страшный из грехов: онтологический. Вот почему явился велиар со своим "трансгуманизмом", явились "поводы" для всеобщего клеймения скота: бытие нас уже не охраняет, и Зверь сотрет нас как ластиком карандашную виньетку со всеми нашими прекрасными стихами, валом льющимися по тысячам потоков и ручьев, со всей нашей массовой "изысканной" образованностью, которой грош цена: она сама влилась в нас "миром сим". В нас не было трудов, чтоб почернели мы от скорби и натуги. И вот теперь, когда мы, разгоряченные талантливостью, принадлежащей коллективному эгрегору цивилизации, раскрыли руки и делаем вид, что летим в пространстве схваченной за хвост истины, вокруг нас, обвив сверкающей фольгой, хохочет змий, он нас давно поймал зеркалами, в которых мы упоённо любуемся собой; обожив обожаемого себя, мы делаем вид, что служим Целости. Мы вылетели за пределы, ибо бытие тихо и просто, оно ничуть не блистательно, оно ничуть не грешит всезнайством и пафосом познания как таковым. И вот за нас уже некому вступиться: бытие нас не слышит и не видит. Назовите это черной дырой, суть не изменится.
Но разве, но разве не очевидно, что все же есть те, кто бытийствуют? Да, есть, но это герои. Они движутся подобно улитке, и они не оставляют следов. Вы пройдете рядом и не заметите. Только не раздавите, пожалуйста, ведь вы такие огромные и сильные в ваших персональных авто.
|