«Человек есть место истины бытия, и поэтому он одновременно может быть блуждающим смятением пустого ничто». Да, коанчик. Если ты не место истины бытия, то тогда ты смятение пустого ничто: зеро. «Человек есть тот, кто он есть только в силу того, что он постоянно не есть тот, кто он есть. Это "не" лежит в основе как благородства, так и дерзости». Это Хайдеггер, смотрящий глазами Гераклита. Этот коан поглубже: человек обречен свободе. Он в риске пролететь мимо.
Главное и едва ли не единственное назначение и достоинство человека: "возможность стать и быть хранителем истины бытия". Вот вам и простой ответ.
Однако наше время плачевно. Человек впал в искушение трясиной психологизма. Впал в ложный путь. Не случайно, пишет Хайдеггер, растреклятая психология, со всеми ее бессчетными щупальцами бурно взошла именно в америке, идя параллельно и в унисон со страстью к машинам. Категорически вбок от истины бытия. Психологическая трактовка человека есть детище мертвой цивилизации. Человек вгоняет себя в ложь бытия, трактуя себя психологически, поселяясь там. (Хотя возможно ли такое сочетание: ложь бытия? Может быть, просто: небытие, т.е. морок).
Впрочем, об этом предупреждал еще Киркегор.
"Назад, назад!" – в любом случае прекрасный вопль Хайдеггера. Как он влюблен в Гераклита! Какая апология!!! Чего же удивительно, когда он пишет вдруг в одном из случайных мест, что образное мышление присуще не только поэтам, но и мыслителям; просто эта образность другого типа. То есть настоящий, истинный (по направлению к истине бытия) мыслитель – поэт.
|